Irina
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет особую актуальность. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive – означает «включенность». Инклюзивное образование – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Для осуществления этого процесса нужно изменить организацию пространства ДОО и самобразовательный процесс, чтобы ребенок был полностью вовлечен в социум. Основой инклюзивного образования является обеспечение равного отношение ко всем людям, но при этом создаются специальные условия для детей, имеющих особые потребности.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для родителей детей с ОВЗ детский сад может быть местом, где их ребенок полноценно развивается и адаптируется к жизни, поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 239 «Детский сад комбинированного вида» «Город Мастеров» города Кемерово создаются необходимые условия для внедрения в практику инклюзивного обучения. Образовательное пространство ДОО дает возможность каждому ребенку почувствовать себя частью большого коллектива. Образовательная среда детского сада помогает развитию ребенка, приобретению им знаний и навыков, развитию и обогащению игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворению всех эстетических, нравственных потребностей и, самое главное, социализацию в обществе. Грамотно продуманная образовательная среда способствует созданию условий для полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития. Задача команды педагогов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, художественный руководитель, инструктор по бассейну, медицинский персонал) — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему и его семье, а также разработать единый план развития ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения. При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе.
В специально разработанных воспитателями Индивидуальных образовательных маршрутах, учитываются основные направления: развитие эмоционального и предметного общения, смена различных видов деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, выработка представлений о себе, формирование предпосылок к изобразительной и конструктивной деятельности, закрепление навыков самообслуживания, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, развитие общей и мелкой моторики. Задачи индивидуального образовательного маршрута решаются на индивидуальных занятиях с ребенком. Также для решения некоторых задач организуются подгрупповые занятия. Здесь можно отметить ряд преимуществ:
• развитие у детей коммуникативных навыков, волевых качеств;
• включение в образовательный процесс наибольшего количества детей;
• создание благоприятных условий для использования большого спектра упражнений по формированию эмоциональной сферы отдельного ребенка, раскрытия межличностных взаимодействий в группе.
Успешная адаптация к детскому саду имеет огромное значение для полноценного развития ребенка с ОВЗ в группе детского сада. Работа по адаптации ребенка с ОВЗ строится в соответствии с разработанной нашими специалистами программой коррекционной работы, которая включает в себя технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период. В основе технологии положены принцип концентричности и принцип развития.
Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:
• новая организация среды;
• новая организация взаимодействия с взрослыми;
• необходимость взаимодействия с ровесниками.
Наиболее актуальными стали вопросы социализации детей с нарушениями речи и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях ДОО. Коррекционно-развивающая деятельность в группе строится с учетом ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Весь процесс обучения включает в себя интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного развития ребенка. Для выполнения данных задач широко применяются нетрадиционные методы работы с детьми: сказкотерапия, артикуляционная и дыхательная гимнастики, психогимнастика, элементы речедвигательной ритмики, пальчиковые игры. В итоге коррекционной работы дети осваивают самостоятельную связную, грамматически правильную речь, а также элементы грамоты. Ведется работа по улучшению развития мелкой моторики и подготовки руки к овладению письмом, что дает положительную оценку готовности к обучению детей в школе. В коррекционной работе ДОО намечены пути по преемственности инклюзивного образования (ДОО-школа).
Положительным моментом работы педагогов нашего детского сада по включению детей с ОВЗ в социум является участие наших воспитанников во Всероссийских и Международных конкурсах и творческих проектах.
Работа с родителями детей с ОВЗ имеет огромное значение. Для лучшего усвоения материала родителям необходимо повторять задания, данные специалистами. Мы разрабатываем памятки, даем необходимые методические рекомендации. При необходимости проводятся индивидуальные консультации. Родители детей с ОВЗ активно участвуют в жизни группы, посещают родительские собрания и праздники. У родителей не редко возникает вопрос: «А почему и зачем в нашу группу ходит ребенок с ОВЗ?» и нами постоянно ведутся разъяснительные беседы, проводятся тематические собрания. Благодаря этому в ДОО создана благоприятная и душевная атмосфера для всех детей, а не только для детей с особыми образовательными потребностями.
В общем понимании Инклюзия включает в себя не только сферу образования, но и все общественные отношения: общение, труд, развлечения. И в наших силах создать доступную и доброжелательную атмосферу, преодолеть барьеры среды и общественного сознания.
Список литературы:
1. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста / Ю. А. Афонькина. – М. : АРКТИ, 2014
2. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. – М. : Мозайка-Синтез, 2011.
Туктамышева Т. Я., Завьялова А. Ю., Титова О. Л. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XII междунар. науч. -практ. конф. № 7(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 12-15.