Получи документы

Инклюзивное образование

Irina
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет особую актуальность. Инклюзивное образование на территории РФ регули­руется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive – означает «включенность». Инклюзивное образование – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Для осуществления этого процесса нужно изменить организацию пространства ДОО и самобразовательный процесс, чтобы ребенок был полностью вовлечен в социум. Основой инклюзивного образования является обеспечение равного отношение ко всем людям, но при этом создаются специальные условия для детей, имеющих особые потребности.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для родителей детей с ОВЗ детский сад может быть местом, где их ребенок полноценно развивается и адаптируется к жизни, поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 239 «Детский сад комбинированного вида» «Город Мастеров» города Кемерово создаются необходимые условия для внедрения в практику инклюзивного обучения. Образовательное пространство ДОО дает возможность каждому ребенку почувствовать себя частью большого коллектива. Образовательная среда детского сада помогает развитию ребенка, приобретению им знаний и навыков, развитию и обогащению игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворению всех эстетических, нравственных потребностей и, самое главное, социализацию в обществе. Грамотно продуманная образовательная среда способствует созданию условий для полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития. Задача команды педагогов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, художественный руководитель, инструктор по бассейну, медицинский персонал) — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему и его семье, а также разработать единый план развития ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения. При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе.

В специально разработанных воспитателями Индивидуальных образовательных маршрутах, учитываются основные направления: развитие эмоционального и предметного общения, смена различных видов деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, выработка представлений о себе, формирование предпосылок к изобразительной и конструктивной деятельности, закрепление навыков самообслуживания, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, развитие общей и мелкой моторики. Задачи индивидуального образовательного маршрута решаются на индивидуальных занятиях с ребенком. Также для решения некоторых задач организуются подгрупповые занятия. Здесь можно отметить ряд преимуществ:

• развитие у детей коммуникативных навыков, волевых качеств;

• включение в образовательный процесс наибольшего количества детей;

• создание благоприятных условий для использования большого спектра упражнений по формированию эмоциональной сферы отдельного ребенка, раскрытия межличностных взаимодействий в группе.

Успешная адаптация к детскому саду имеет огромное значение для полноценного развития ребенка с ОВЗ в группе детского сада. Работа по адаптации ребенка с ОВЗ строится в соответствии с разработанной нашими специалистами программой коррекционной работы, которая включает в себя технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период. В основе технологии положены принцип концентричности и принцип развития.

Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:

• новая организация среды;

• новая организация взаимодействия с взрослыми;

• необходимость взаимодействия с ровесниками.

Наиболее актуальными стали вопросы социализации детей с нарушениями речи и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях ДОО. Коррекционно-развивающая деятельность в группе строится с учетом ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Весь процесс обучения включает в себя интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстети­ческого, социально-коммуникативного развития ребенка. Для выполнения данных задач широко применяются нетрадиционные методы работы с детьми: сказкотерапия, артикуляционная и дыхательная гимнастики, психогимнастика, элементы речедвигательной ритмики, пальчиковые игры. В итоге коррекционной работы дети осваивают самостоятельную связную, грамматически правильную речь, а также элементы грамоты. Ведется работа по улучшению развития мелкой моторики и подготовки руки к овладению письмом, что дает положительную оценку готовности к обучению детей в школе. В коррекционной работе ДОО намечены пути по преемственности инклюзивного образования (ДОО-школа).

Положительным моментом работы педагогов нашего детского сада по включению детей с ОВЗ в социум является участие наших воспитанников во Всероссийских и Международных конкурсах и творческих проектах.

Работа с родителями детей с ОВЗ имеет огромное значение. Для лучшего усвоения материала родителям необходимо повторять задания, данные специалистами. Мы разрабатываем памятки, даем необходимые методические рекомендации. При необходимости проводятся индивидуальные консультации. Родители детей с ОВЗ активно участвуют в жизни группы, посещают родительские собрания и праздники. У родителей не редко возникает вопрос: «А почему и зачем в нашу группу ходит ребенок с ОВЗ?» и нами постоянно ведутся разъяснительные беседы, проводятся тематические собрания. Благодаря этому в ДОО создана благоприятная и душевная атмосфера для всех детей, а не только для детей с особыми образовательными потребностями.

В общем понимании Инклюзия включает в себя не только сферу образования, но и все общественные отношения: общение, труд, развлечения. И в наших силах создать доступную и доброжелательную атмосферу, преодолеть барьеры среды и общественного сознания.

 

Список литературы:

1. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста / Ю. А.  Афонькина. – М. : АРКТИ, 2014

2. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009

3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. – М. : Мозайка-Синтез, 2011.

Туктамышева Т. Я., Завьялова А. Ю., Титова О. Л. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XII междунар. науч. -практ. конф. № 7(11). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 12-15.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Автор публикации:
Инклюзивное образование
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 04:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование» (включая файлы) размещена пользователем Irina (УИ 3367742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД