Татьяна Гаврилина
Инклюзивное образование в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ О НЕОБХОДИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА.
Актуальность проблемы. В современном социуме в связи с большим количеством неблагоприятных воздействий на матерей и детей, таких как некачественные продукты питания, высокая стрессовая нагрузка, слабое соматическое здоровье и др., отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с этим встает вопрос о максимально качественном обучении таких детей, а также об их социализации. Если обучение может проводиться в условиях специализированного учреждения или даже домашнего обучения, то для оптимального процесса социализации необходимо общество сверстников, в котором ребенок будет осваивать способы взаимодействия, учиться коммуникативным приемам, осваивать умение адекватно выражать свои эмоции, учитывать не только свои интересы, но и интересы окружающих, осваивать определенные социальные роли и т. д. Решить данную проблему призвана такая форма образования, как инклюзивное обучение.
Публикация «Инклюзивное образование в ДОО» размещена в разделах
Инклюзивное обучение предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их здоровых сверстников. Для большего успеха в вопросе инклюзивного обучения стоит обратить особое внимание на всех участников образовательного процесса, в частности на родителей дошкольников, а также на их готовность к внедрению инклюзивного образования. Ведь о преимуществах и достоинствах инклюзивного образования в последнее время говориться очень много, но мы обходим стороной достаточно серьезный фактор, сильно влияющий на само осуществление инклюзивного образования-отношение самих родителей к данному инновационному процессу. В данной работе мы задались целью изучить отношение родителей к инклюзивному образованию. Ведь осуществление инклюзивного образования очень долгий и сложный процесс, и для успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения нужны усилия всех участников образовательного процесса.
Цель исследования: изучить отношение родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образованию.
Объект исследования: инклюзивное образование.
Предмет исследования: готовность родителей детей дошкольного возраста к внедрению инклюзивного образования.
Задачи исследования:
.Проанализировать понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности»;
.Рассмотреть общие принципы и основания реализации инклюзивного образования;
.Выявить отношение родителей к инклюзивному образованию;
.Определить степень психологической готовности родителей к реализации инклюзивного образования в ДОО.
Особенности развития ребёнка могут быть связаны с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с тем, что по каким- либо причинам ребёнок длительно не посещал детский сад. Всё это может препятствовать освоению общей образовательной программы без специальных условий обучения и воспитания, которые заключаются в индивидуальном подходе к каждому такому ребёнку.
Таким образом, включение в обучение в общеобразовательных учреждениях может осуществляется для детей с:
- нарушением зрения, слуха,
- ЗПР,
- нарушением опорно-двигательного аппарата,
- тяжелыми нарушениями речи,
- СДВГ, нарушением эмоционально-волевой сферы, аутизмом.
Вся информация об актуальном уровне развития ребёнка становится предметом обсуждения на психолого-педагогической комиссии детского сада, где и принимается решение об обучении.
Для успешного осуществления инклюзивного образования стоит обратить внимание не только на образовательные программы, ребенка, педагогов, но и на родителей как участников образовательного процесса, и выявить их отношение к инклюзивному обучению как родителей нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ.
Наше исследование осуществлялось на базе:ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Лукоморье».
Исследование проводилось путем анкетирования родителей детей дошкольного возраста, в том числе, родителей детей с ОВЗ. Для проведения исследования была разработана анкета, в которую были включены 12 вопросов, адресуемых родителям. Характер вопросов направлен на выявление мнения родителей об инклюзивном образовании.
Анкета для родителей
о реализации инклюзивного образования
в общеобразовательной организации
1. Как вы понимаете, что такое «инклюзивное образование»?
___
2. Как вы считаете, каким образом может быть решена проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к жизни в обществе?
а) необходимо воспитывать их отдельно от других детей;
б) такие дети должны расти и развиваться вместе со здоровыми детьми;
в) затрудняюсь ответить;
г) другое ___
3. Готовы ли Вы признать детей с ОВЗ как равноправных членов общества?
а) затрудняюсь ответить б) полностью не согласен
в) частично согласен г) полностью не согласен
4. Какие способы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ вы считаете допустимыми?
а) близкая дружба;
б) совместные игры во дворе, на улице;
в) совместное общение после занятий в кружках, секциях;
г) совместное воспитание в одной группе детского сада;
д) случайное общение на улице;
е) другое___
5. Считаете ли Вы возможным внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения?
а) да б) нет г) не знаю
6. На каких условиях такое обучение будет возможным?
а) сокращение числа воспитанников в группах
б) увеличение количества педагогов, работающих в ДОУ
в) дополнительное финансирование образовательных учреждений
г) разработка специальных образовательных программ сопровождения ребенка
д) дополнительная подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ
е) подготовка общественного мнения к интеграции детей с ОВЗ
з) држугие условия___
___
7. На какие преимущества могут рассчитывать воспитанники ДОО в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ?
а) дети станут добрее
б) научатся помогать другим
в) научатся быть терпимыми
г) получат опыт сочувствия, сострадания
д) это сблизит педагогов и детей
е) расширит представления детей о жизни
ж) нет положительных моментов
з) другое___
8. Какие отрицательные моменты для воспитанников могут возникнуть в процессе совместного развития и воспитания с детьми с ОВЗ?
а) снижение у детей интереса к занятиям познавательного цикла
б) снижение успеваемости и темпа развития
в) возникновение конфликтов в детском коллективе
г) нет отрицательных моментов
д) другое___
9. На какие преимущества могут рассчитывать ребенок с ОВЗ и его родители в случае совместного развития, обучения и воспитания в общеобразовательных группах?
а) ребенок с ОВЗ с детских лет научится взаимодействовать с другими людьми
б) сможет получить дополнительную поддержку со стороны сверстников
в) будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне с другими детьми
г) общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет адекватно развиваться
д) у него появится больше возможностей проявить свои способности в различных видах деятельности, общения
е) нет положительных моментов
ж) другое___
10. Как вы считаете, какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных организациях, где совместно обучаются и воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ?
а) они должны любить детей и быть терпимыми
б) необходимы специальные знания особенностей развития детей с ОВЗ
в) нужны навыки оказания поддержки, предотвращения конфликтов
г) затрудняюсь ответить
д) другое___
11. Какие факторы могут помешать инклюзивному образованию?
а) нежелание ребенка быть среди здоровых сверстников
б) состояние окружающей среды
в) квалификация /отсутствие квалификации педагогов
12. Какая информация по инклюзивному образованию может быть интересна для вас?
а) о влиянии этого процесса на детей с типичным развитием
б) опыт внедрения инклюзивного образования в России
в) опыт внедрения инклюзивного образования в мире