Ольга Мерзлякова
Инклюзивная практика
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная педагогическая деятельность через призму инклюзивной практики
Разработка образовательной модели в учреждениях, применяющих инклюзивный подход, требует формирования структуры, основанной на синтезе системного, компетентностного и индивидуализированного методов. Это направляет педагогов на развитие у детей социальных, здоровьесберегающих, коммуникативных, активных и информационных навыков.
Инклюзивная практика основывается на следующих ключевых принципах:
Публикация «Инклюзивная практика» размещена в разделах
Индивидуальный подход: Подразумевает детальное изучение потребностей учащихся и разработку адаптированных образовательных стратегий, учитывающих их уникальные особенности.
Поддержка самостоятельности: Создание условий для самостоятельной активности ребенка является критически важным для успеха инклюзивного образования, что способствует формированию социально активной и самодостаточной личности.
Социальное взаимодействие: Необходимо создать среду для взаимопонимания и взаимоприемлемости между всеми участниками образовательного процесса, что обеспечивает эффективное гуманистическое взаимодействие и способствует созданию инклюзивного сообщества, отражающего реальное общество.
Междисциплинарный подход в инклюзивном образовании.
Индивидуальные различия детей требуют междисциплинарного взгляда на образовательный процесс. Это подразумевает сотрудничество между различными специалистами, такими как воспитатели, логопеды, социальные педагоги, психологи и дефектологи, для создания комплексного плана обучения, который учитывает потребности каждого ребенка и группы в целом.
Вариативность в образовательной среде.
Инклюзивное образование предполагает гибкость в методах и средствах обучения, чтобы адаптироваться к разнообразным потребностям детей. Это включает в себя использование различных образовательных материалов и создание доступной среды, которая способствует развитию каждого ребенка.
Партнерство с семьей в инклюзивном образовании.
Эффективность педагогических усилий напрямую зависит от поддержки и понимания со стороны семьи. Специалисты должны стремиться к построению доверительных отношений с родителями, учитывая их мнения и потребности, для совместной работы над поддержкой развития ребенка.
Динамичное развитие модели инклюзивного детского сада.
Модель инклюзивного детского сада должна быть гибкой и способной к адаптации, включая в себя новые подразделения и методики, что позволяет отвечать на меняющиеся образовательные потребности.
При внедрении инклюзивной практики важно учитывать:
Мотивация руководства: Наличие заинтересованности и поддержки со стороны руководства является ключевым фактором успешного внедрения инклюзивной практики.
Психологическая готовность коллектива: Команда должна разделять основные принципы инклюзии и быть готовой к её реализации.
Квалифицированные специалисты: Наличие или возможность привлечения специалистов, способных обеспечить качественное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Создание специальных условий: Обеспечение доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное развитие педагогов: Возможность для педагогов повышать свою квалификацию и развивать профессиональные навыки.
Цели и процедуры в инклюзивном образовательном процессе.
Основная задача образовательного учреждения в рамках инклюзивной практики заключается в создании условий для совместного обучения детей с различными потребностями. Это включает в себя:
Осознание общих ценностей: Понимание и принятие фундаментальных принципов инклюзивного образования всеми участниками процесса.
Целеполагание: Определение конкретных целей, которые должны быть достигнуты через инклюзивную практику.
Анализ условий: Изучение текущего состояния образовательной среды и определение необходимых изменений.
Выбор и создание методов: Разработка и адаптация образовательных методов и средств, соответствующих индивидуальным потребностям учащихся.
Оценка и коррекция: Регулярный мониторинг результатов и внесение корректировок для улучшения эффективности образовательного процесса.
Этапы внедрения инклюзивной практики в образовательном учреждении.
На первом этапе реализации инклюзивной практики в детском образовательном учреждении (ДОУ) предусмотрены следующие действия:
Решение руководства: Руководитель ДОУ принимает стратегическое решение о начале инклюзивной практики.
Анализ условий: Совместно с представителями органов управления образованием проводится анализ квалификации специалистов и существующих условий для соответствия инклюзивным целям.
Встречи с коллективом: Руководитель организует встречи с педагогическим коллективом для обсуждения основных аспектов инклюзии и планирования действий.
Знакомство с детьми и семьями: Проводится знакомство с детьми и их семьями, а также первичный прием и диагностика детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ).
Разработка образовательного маршрута: На основе диагностики специалистами и заключений ПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ.
Адаптация детей: Определяются мероприятия для адаптации всех детей к новым условиям с учетом интеграции детей с ОВЗ.
Встречи с родителями: Организуются встречи с родителями детей с ОВЗ и без них для обсуждения планов и подходов.
Подписание договоров: Заключаются договоры с родителями о сотрудничестве и взаимодействии в процессе инклюзивного образования.
Планирование и реализация инклюзивной практики на втором этапе.
На втором этапе внедрения инклюзивной практики в детском образовательном учреждении (ДОУ) осуществляются следующие ключевые действия:
Разработка концепции: Создание концепции, которая включает в себя основные ценности инклюзии и методы их реализации.
Образовательная программа: Разработка программы, соответствующей государственным стандартам и специфике инклюзивного образования.
Методическое обеспечение: Создание методических материалов для поддержки образовательного процесса.
Вариативные формы обучения: Разработка различных форм обучения для адаптации к индивидуальным потребностям учащихся.
Повышение квалификации: Организация программ для повышения профессионального уровня педагогов и специалистов.
Индивидуальные образовательные программы: Определение ответственных за разработку индивидуальных программ для детей с ОВЗ.
Развивающая среда: Создание предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию детей.
Новая структура управления: Разработка структуры управления, которая будет способствовать эффективной инклюзивной практике.
Партнерские отношения: Установление сотрудничества с участниками образовательного процесса и семьями учащихся.
Сетевое взаимодействие: Создание сети взаимодействия с организациями-партнерами для обмена опытом и ресурсами.