Ольга Дмитриева
Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе.
Наша жизнь во всех ее проявлениях становится все сложнее и многограннее. От современного человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению различных ситуаций, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи.
Публикация «Инициатива и самостоятельность как показатель готовности дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
Среди насущных предпосылок, способствующих освоению учебной деятельности, становлению субъектной позиции ребенка в данной деятельности является самостоятельность, способность автономно, независимо от других решать доступные задачи в разных видах деятельности.
Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
В ФГОС ДО как в основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.
На этапе завершения дошкольного образования ребёнок :
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• способен договариваться
• может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
• способен к волевым усилиям
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
• способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Современный толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой : «инициатива - внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.
Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Так определяется самостоятельность в «Толковом словаре русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.
Первые проявления самостоятельности детей просматриваются еще в младшем дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, конструирования, элементарного труда, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает свое влияние на развитие активности и инициативы, поиск определенных способов самовыражения в деятельности, освоение навыков самоконтроля.
Так в игровой деятельности игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, а так же командные игры способствуют развитию самостоятельности детей.
В коммуникативной деятельности используют вопросы проблемного характера, «словотворчество».
При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.
В познавательно-исследовательской деятельности игра-экспериментирование дает возможность проявить инициативу и самостоятельность каждому ребенку.
Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.
В музыкальной деятельности используются различные виды импровизации, двигательного творчества.
Конструирование и по образцу и по замыслу также работает на развитие самостоятельности.
В изобразительной деятельности различные техники позволяют ребёнку проявить фантазию, творчество, способствуют различным способам самовыражения.
Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.
Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, используя имеющийся у него опыт, знания, поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Если сравнить самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших дошкольников она проявляется иначе, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность видна в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело. Более зрелая самостоятельность детей подготовительной группы сказывается в их умении оценивать работу и поведение сверстников.
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива в этот период направлена на то, чтобы действовать по-своему, не так, как говорят взрослые. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им дело в соответствии с требованиями старших.
Возраст 6 -7 лет является решающим в процессе становления личности. Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование базовых составляющих психического развития, в процессе которого складывается детская компетентность. Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личных качеств, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности. Возникают доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится оценивать себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными качествами детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции.
Уровень сформированности самостоятельности детей дошкольного возраста является важнейшим показателем общего развития ребенка в этом возрасте. Формирование самостоятельности у ребенка как общей способности к учению находится в прямой зависимости от его становления как субъекта учебной деятельности. Самостоятельность мышления, как качество ума, является фундаментальным показателем общей обучаемости, т. к. другие качества (гибкость, обобщенность, устойчивость и др.) предполагают в своей структуре самостоятельные интеллектуальные действия.
Список использованной литературы:
1. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. СПб «Акцидент» 1996.
2. Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе». М., 1991.
3. Венгер, Л. А. Психологическая готовность детей к обучению в школе /Л. А. Венгер. - М. : Гном, 2005.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей - Российский гос. пед. университет им Герцина. - СПб: Детство-ПРЕСС, 2000.
5. Готовность к школе /под редакцией Дубровиной М. 2005
6. Каплан, Л. И. Первые проявления самостоятельности /Л. И. Каплан. - М. : Просвещение, 2000.