Наталья Лаврова
Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Мини-музей «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Мини музей «Народные промыслы».
Тип проекта : информационно - творческий;
Продолжительность проекта : ноябрь – декабрь.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Публикация «Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы, Мини-музей „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Актуальность темы: содержание образовательной области «Художественно эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Цель проекта :
Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
1. Дать представление о многообразии русской народной культуры.
2. Познакомить с народными промыслами : дымковская игрушка, Филимоновские игрушки, Гжель, Хохлома, матрешки.
3. Вызвать желание у детей и родителей активно участвовать в создании мини-музея народных промыслов.
4. Воспитать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
Этапы проведения проекта
Организационный
Подготовка материалов :
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства.
-Развивать эмоциональную сферу детей на доступных им образцах народного творчества, доставлять эмоциональную радость.
-Формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность и участие в жизни учреждения
-Воспитывать уважение к труду народных умельцев через знакомство с различными видами прикладного искусства.
«Познавательное развитие» :
Систематизировать знания детей о народных промыслах.
«Речевое развитие» :
-Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества.
-Обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.
«Художественно-эстетическое развитие» :
-Закреплять знания детей о русских народных промыслах : хохлома, гжель, дымка, городец, матрешка.
-Приобщать детей к музыкальной культуре, к русскому фольклору.
-Развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие.
-Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Основной этап —познавательный практический
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
- «Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
- «Чудо Городец»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек».
3. Познавательное сообщение на тему «Русская народная одежда?»; 4Познавательное сообщение на тему «Русские ремесла и старинные народные промыслы России».
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Рисование «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Козлик по мотивам дымковской игрушки»;
4. Роспись «По мотивам Городецкой росписи»;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Кукла-оберег» из ниток;
7. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды "Гжель".
Игровая деятельность:
2. Хороводные, подвижные народные игры «У Маланьи, у старушки», «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Заря-заряница», «Гуси-Лебеди».
3. Сюжетно - ролевая игра «Экскурсия в музей»;
4. Дидактические игра «Угадай роспись», «Найди отличия», «Собери картинку», «Составь узор».
Работа с родителями:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;
Заключительный
1. Оформление мини музея «Народные промыслы».
2. Презентация проекта мини музея «Народные промыслы» для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта :
• Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников.
• При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
• Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.
• Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении.
• Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
• Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родине, мышление, воображение.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, oна помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родине, к своей стране в целом.