Сулейменова Ольга Петровна
Информационно-познавательный проект «Солнцевка — капелька России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Солнцевский детский сад
Старший дошкольный возраст
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Сулейменова Ольга Петровна
с. Солнцевка, 2023 г.
Милая Солнцевка – скромница,
Родная деревня моя.
Долго мне будут помниться
У школы твоей тополя…
И нет тебя лучше на свете,
Любимое наше село.
Хочу, чтобы в будущем веке
Ты жило, хорошело, цвело!
Введение:
Публикация «Информационно-познавательный проект „Солнцевка — капелька России“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
Родина – сколько понятий в себя вмещает это короткое слово. Любовь к Родине – это любовь: к своим близким, своему дому, детскому саду, месту, где ты родился. У каждого человека есть своя малая Родина, будь то село или город. Это самый дорогой уголок, где прошло детство, юность. Дошкольный возраст – пора, когда ребенок устанавливает связи между природой и человеком, между предметами, его окружающими. При знакомстве дошкольников с культурой, традициями, природой малой Родины необходимо воспитывать положительное к ним отношение. Дать понятие того, что сами дети неотъемлемая часть родного села, и продолжатели его исторических традиций.
Актуальность и педагогическая значимость:
В наше не простое время, к сожалению, чувство патриотизма в умах подрастающего поколения утратило свою значимость. Воспитание нравственно – патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста: это, прежде всего, знакомство с родным селом, его историей, культурой и традициями, людьми, работающими на процветание малой Родины. Сегодня как никогда необходимо вернуться к истокам, воспитать у детей чувство гордости, что они являются жителями села Солнцевка, в котором столько традиций и памятных мест.
Воспитание любви к своему Отечеству начинается со стремления больше узнать о родном крае, земляках оставивших след в истории села, что является первостепенной задачей в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Анализ ситуации:
После проведения анкетирования между детьми и родителями посещающими группу, было выяснено, что не только дети, но и их родители не владеют информацией о культуре, традициях родного села, что осложняет воспитание патриотизма и гражданственности. Родители ознакомились с целями и задачами проекта и полностью его поддержали. Совместная работа педагогов, детей и родителей в рамках проекта получилась познавательной и творческой.
Постановка проблемы:
Знакомы ли вы с историей нашего села?
Какие традиции у нашего села?
С какими выдающимися людьми мы живем в одном селе?
Цель: создать условия для воспитания у старших дошкольников нравственно – патриотических и гражданских чувств.
Задачи:
Формировать у детей знания об истории, традициях, людях прославивших родное село;
Познакомить с мини – музеем Немецкого центра, трудом и бытом поволжских немцев;
Закрепить знания об улицах села, его достопримечательностях;
Воспитывать гордость за своих земляков;
Организовать сотрудничество с Немецким центром и сотрудниками Дома культуры, библиотекой;
Приобщить родителей к реализации проекта.
Участники проекта :
Воспитатели, дети подготовительной группы, родители, жители села.
Сроки реализации проекта :
Долгосрочный, 6 месяцев.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (март) :
Провести анкетирование «Что мы знаем об истории своего села?»
Подобрать материал по данной теме;
Провести консультацию с родителями;
Подобрать подвижные и речевые игры для старших дошкольников;
Распределить материал между участниками проекта;
Разработать перспективное планирование.
Основной этап:
Сроки проведения.
Тема Мероприятия Цель
Апрель
«Уголок памяти Героя» Познавательная деятельность:
- экскурсия к мемориальной доске кавалера 3-х орденов славы Анютенко Н. М. ;
- круглый стол с детьми и родителями «Герой в моей семье»;
Художественно-эстетическая деятельность:
- выставка рисунков и поделок к 9 мая «Помним! Славим! Гордимся!»;
Социально-коммуникативная деятельность:
- открытое мероприятие «Уголок памяти Героя»;
- акция «Георгиевская ленточка»;
- консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Беседы: «Герои-земляки», «Ветераны ВОВ». Воспитание любви и чувства гордости за родное село. Приобщение к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитание уважения к памяти павших бойцов, ветеранов ВОВ.
Май
«Пришла весна-весна Победы» Познавательная деятельность:
- экскурсия к памятнику «Павшим воинам» и мемориальной доске воинов ВОВ Солнцевского сельского поселения;
- встреча с ветераном труда, ребенком войны Сапета О. Н.
Художественно-эстетическая деятельность:
- коллективная работа - плакат «Мир без войны!»;
- литературно - музыкальная композиция “Великий Май”;
- конкурс рисунков «Пусть всегда будет МИР!»
Социально-коммуникативная деятельность:
- встреча с воином-интренационалистом - Зейбель В. К. ;
- возложение цветов к мемориальной доске Зейбеля В. В. (сына – Зейбеля В. К.);
- участие в митинге 9 мая-день Победы;
- консультация для родителей «День Победы. Как объяснить это ребенку?»
Беседы: «День Победы», «Дети-герои ВОВ». Воспитание патриотических чувств через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.
Воспитание уважения к героям-землякам, продолжившим славный путь дедов и отцов.
Сентябрь-Октябрь
«Село мое родное» Познавательная деятельность:
- экскурсия в мини-музей Немецкого центра;
Социально-коммуникативная деятельность:
- встреча с людьми, прославившими родное село;
- возложение цветов к мемориальной доске Штурмера В. Ф. ;
- экскурсия в Солнцевскую сельскую библиотеку;
- консультация для родителей «С чего начинается Родина?»
Художественно-эстетическая деятельность:
- фотовыставка «Родного края образ многоликий»;
- конкурс рисунков «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»;
- конкурс совместных поделок с родителями «Дом, в котором я живу»;
- презентация «Традиции моей семьи»;
Беседы: «Улица моя родная!», «История возникновения села». Формирование представлений о быте и традициях поволжских немцев (основателях села Солнцевки).
Уточнение представлений о названии и расположении улиц села.
Знакомство с людьми, прославившими родное село.
Формирование уважительного отношения к традициям каждой семьи.
Ноябрь
«История, которой не будет конца» Познавательная деятельность:
- знакомство с картой памятных мест села Солнцевки;
- экскурсия к интернет-платформам села Солнцевки;
Художественно-эстетическая деятельность:
- конкурс стихов «Край ты мой любимый, край ты мой родной»;
- коллективная работа –
плакат «Будущее нашего села»;
- альбом «Солнцевка – капелька России»
Социально-коммуникативная деятельность:
- экскурсия по родному селу;
- консультация для родителей «Растим патриотов»;
Беседы: «Моя малая Родина», «Где я живу. Мой адрес». Знакомство с историей возникновения села Солнцевки.
Формирование представление о достопримечательностях родного села.
Воспитание любви к малой Родине, чувства уважения к односельчанам и гордости за то, что они жители села Солнцевки.
Заключительный этап (подведение итогов)
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе информационно-познавательной деятельности детей. Подвели итоги работы проекта.
Дети стали проявлять больше интереса к истории села его традициям, им особенно запомнилась экскурсия в Немецкий центр, где они познакомились с бытом поволжских немцев (основателей села). Экскурсии к мемориальным доскам односельчан вызвали у ребят чувство гордости за земляков родного села. Родители с энтузиазмом приняли участие в реализации проекта и оформлении альбома «Солнцевка - капелька России», который и в дальнейшем, поможет в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Управление и обеспечение проекта :
Материально-техническое:
Компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат.
Методическое:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2021г. ;
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников 2020г. ;
Н. Г. Зеленова, Л. Г. Осипова «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» 2017 г. ;
О. Н. Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» 2016г. ;
Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» 2014г. ;
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина «Как научить детей любить Родину» - М. ,2003г. ,
Б. М. Бин – Бад, Э. Д. Днепров «Мудрость воспитания. Книга для родителей» - М. :Педагогика,2008г. ;
Л. Н. Дергач «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. Статья журнала «Дошкольная педагогика», №2,2009г. ;
Л. Гензель, А. И. Мартынюк «Солнцевка-край мой сибирский, родной!»;
Дидактические игры: «Флаг России»; «Мой адрес»; «Путешествие по Солнцевке»; «Традиции села»; «Защитники Отечества»; «Военная техника»; «Символы нашей страны»; «Угадай места, достопримечательности»; «Назови пословицу»; «Кто в нашем селе живет»; «Дом, в котором я живу»; «Составь карту»; «Собери картинку».
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Детский сад», «Российская армия».
Подвижные игры: «Триколор», «В России», «По окопу - огонь!», «Пограничники и нарушители», «Боевая тревога», «Мы – солдаты».
Информационное :
альбом «Солнцевка-край мой сибирский, родной!»;
фотографии, иллюстрации, картины с изображением родного села в разные годы.
Финансовое:
использование благотворительной родительской помощи в оформлении фотоальбома «Солнцевка-капелька России».
Оценка результатов проекта :
В проекте участвовало 28 воспитанников подготовительной группы. На начало проекта был выявлен следующий уровень знаний по данной теме: высокий – 19%, средний – 48%, низкий – 33%. По окончанию проекта результаты значительно улучшились: высокий – 69%, средний – 31% Проект получил высокую оценку у родителей и жителей села, участвовавших в проекте.
Критерии и показатели эффективности проекта :
объединение усилий педагогов и родителей в решении проблем нравственно-патриотического воспитания;
внедрение новых форм и методов деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
повышение качества знаний гражданственной и нравственной культуры;
повышение уровня воспитанности;
вовлечение всех участников образовательного процесса в реализацию данного проекта.
Описание достигнутых (или предполагаемых) образовательных результатов:
Дети познакомились с историей родного села, у них сформировались знания о быте и традициях поволжских немцев (основателей села Солнцевка, они узнали о памятных местах своей малой Родины. Дети встретились с выдающимися жителями села и их родственниками, с воинами-интернационалистами, посетили памятные места родного села.
Реализация проекта позволила сформировать у детей нравственно-патриотические чувства к своей семье, малой Родине, Отечеству. Вырос интерес к изучению истории села, ее современным достижениям, уважительное отношение к героям родной земли.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта :
В ходе реализации проекта дети получили знания об истории и традициях родного села, его памятных местах, знаменитых людях, оставивших след в истории. В процессе изучения данной темы у детей вырос интерес к изучению и сохранению культурно-исторического наследия малой Родины. Проект побудил детей, совместно со взрослыми, к участию в преобразовании села. Такая работа помогает формировать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за свою семью, Родину – поскольку их Родина – Солнцевка, а она является капелькой России.
Было решено продолжить работу в данном направлении: посетить краеведческий музей и монумент ВОВ в городе Исилькуле. При поддержке Солнцевской сельской администрации и непосредственном участии родителей посадить «Аллею Памяти» возле детского сада.