Эльвира Аганина
Информационно-познавательный проект «Дорога к доброму здоровью»
Информационно-познавательный проект «Дорога к доброму здоровью»
Аганина Эльвира Вениаминовна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 31 г. Йошкар-Олы «Радуга»
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
В настоящее время в современном обществе особую актуальность приобретает формирование новых ценностных мировоззренческих основ – бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание культуры здорового образа жизни.
Публикация «Информационно-познавательный проект „Дорога к доброму здоровью“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Здоровый образ жизни – это сейчас не только слова. Это выбор правильной жизненной позиции, выбор своего будущего. Задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь. Вместе с тем нужно обязательно соблюдать правило, что ребенок должен, прежде всего, уметь радоваться, удивляться, восхищаться, уметь играть и трудиться, уметь быть добрым и общительным, а значит быть счастливым. Недаром В. А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил и венцом этой гармонии является радость творения».
Исходя из этого, было решено разработать и реализовать проект «Дорога к доброму здоровью».
Цель проекта – формирование личностных нравственных качеств детей дошкольного возраста и культуры здорового образа жизни.
Задачи:
1. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
3. Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
4. Активизировать потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни через разработку и использование различных форм работы с родителями.
5. Разнообразить предметно-развивающую среду по формированию здорового образа жизни.
Участие в проекте принимали педагоги, дети и их родители. Проект реализовывался на протяжении трех месяцев сентябрь-ноябрь 2018 года и включал в себя три этапа: подготовительный (создание выставки методической литературы, создание картотеки иллюстративного материала, консультация для педагогов «Здоровый образ жизни в дошкольном учреждении»); практический (разработка и проведение занятий по формированию культуры здорового образа жизни, проведение тематических праздников, оснащение предметно-развивающей среды групп, работа по пропаганде ЗОЖ с родителями.
В итоге проекта в группах накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия, плакаты по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия, игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
На занятиях детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, детей знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Задачи физического, валеологического воспитания и развития детей реализуются на занятиях кружка «Здоровячок».
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: психогимнастики, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей : регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, С - витаминизированные напитки, кисели, молоко.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является пример семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные брошюры, консультации, тематические выставки, родительские собрания с привлечением медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
В результате реализации проекта педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах формирования представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; у детей расширился кругозор, возрос познавательный интерес к здоровому образу жизни, сформировалось понятие о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; у родителей повысилась активность в сотрудничестве с ДОУ по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей.