Татьяна Хряпина
Информационно-консультативный материал «Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-консультативный материал по теме :
«Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ»
Что же такое предметно - развивающая среда?
Среда развития ребёнка в детском саду - важный компонент дошкольного образования. Особую роль среда играет в развитии маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности, так как их деятельность зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, какой их развивающий потенциал и как они расположены.
Публикация «Информационно-консультативный материал „Основные аспекты создания игровой среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Основные положения концепции развивающей среды :
а). Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать закреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
б). Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Её основные черты таковы : взрослый в общении с детьми придерживается положения: не рядом, не над, а вместе! Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности. Взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3. Принцип стабильности, динамичности.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости-закрытости.
8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Самое задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
Одно из условий среды, которое делает такое общение более легко осуществимым - это разновысокая мебель.
В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
Принцип активности.
Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к активной деятельности.
Особое значение в развитии ребёнка играют предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаковой символической функции мышления в игре.
Развивающие, дидактические и настольно-печатные игры вводят детей в активную познавательную деятельность.
Статичность и подвижность предметного окружения.
Необходимы постоянство и неизменность элементов жилой среды, так как факторы эти обеспечивают ребёнку надёжность и защищённость.
Необходимо заинтересовать детей процессом изготовления игрушек.
Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру, ребёнок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить, какой строительный материал и какие игрушки необходимы для осуществления задуманного.
Подражая тому, что он видит в окружающей его жизни, ребёнок, благодаря своей эмоциональной восприимчивости, создаёт в игре под руководством воспитателя новую жизненную ситуацию, в которой стремите: полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
В процессе игрового общения дети объединяются в игровой коллектив, группу, совместно действующую на основе сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, что обеспечивает одинаковые для каждого ребёнка права на активную роль и творчество.
Игра детей носит целенаправленный характер. Необходимо предоставлять им самостоятельность в постановке цели и её достижении. Важно, чтобы в игре дети фантазировали, строили, творили.
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.
Принцип комплектования и гибкого (свободного) зонирования.
Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, т. е. создание функциональных «помещений», в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагают в разных пространствах.
И вот о чё м нельзя забывать: все предметы, материалы, периодически обновляемые, располагаются в доступных местах.
Принцип комфортности развивающей среды.
Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в пространственной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, санитарно-гигиеническим нормативам, позволять детям свободно перемещаться в пространстве.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетический организации среды.
Название этого принципа говорит само за себя. Для оформления интерьера можно использовать эстампы, абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основных элементах культуры.
Принцип открытости-закрытости.
Он может быть представлен в нескольких аспектах.
Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.
Второй аспект -это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях.
Третий -это открытость обществу.
Четвёртый - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я» (использование зеркал, в групповых комнатах развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых, отражающие возрастную динамику.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности.
Остановлюсь подробнее на основных аспектах создания предметно-развивающей среды в контексте к сюжетно-ролевым играм.
Средняя группа.
1 квартал: «Магазин», «Семья», «Автобус», «Больница», «Моряки», «У зубного врача», «Прачечная».
2 квартал: «Детский сад», «Салон красоты», «День рождения», «Мы переходим улицу», «Театр», «Зоопарк», «Кукольный театр», «Столовая».
3 квартал: «Экскурсия в музей», «Детский сад» (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре).
Старший дошкольный возраст.
Сентябрь: «Кондитерская фабрика», «Магазин» (овощной, хлебный, «Поликлиника».
Октябрь: «Транспорт» (сухопутный, водный, воздушный, «Магазин» (кондитерский, промышленный).
Ноябрь: «Путешествие на другие планеты» (в другие города).
Декабрь: «Больница» (разные отделения, «Аптека», «Строительство космодрома»
Январь: «Аэропорт», «Ателье», «Мы артисты».
Февраль: «Цирк, «Мы художники», «Рыболовецкое судно».
Март: «Врач-ветеринар», «Почта-телеграф».
Апрель: «Космические путешествия», «Дискотека», «Газетный киоск»
Май: «Экскурсия в парк», «Экскурсия в лес», «Пикник».
Подготовительная группа.
Сентябрь: «Школа», «Фабрика и магазин игрушек», «Фермеры»
Октябрь-ноябрь: «Библиотека», «Телефонная станция», «Ремонтная мастерская», «Собираемся в путешествие».
Декабрь-январь: «Стадион», «Кинотеатр», «Дом творчества».
Февраль: «Скорая помощь», «Телевидение» (телепередачи).
Март: «Пожарные части МЧС», «Карнавал», «Праздники».
Апрель: «Инопланетяне», «Модельное агентство», «Показ мод»,
«Стоматологическая поликлиника», «Различные путешествия».
Май: «Серия телепередач».
В этих играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин). При этом ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее (космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты). Как писал Л. С. Выготский, «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка являются знание-действие -общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование её для всестороннего развития личности ребёнка.