Наталия Корепова
Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).
Публикация «Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
• использование игровой формы обучения;
• полисенсорное воздействие, т. е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подход к обучению;
• объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
• экономия временных ресурсов.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:
• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
• Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
• Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
• Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
• Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
• Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
• ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
• знакомство детей с компьютерными программами;
• преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
• формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
• формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
• формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
• развитие знаковой функции сознания;
• развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
• развитие воображения;
• развитие познавательной активности.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
• компьютерные логопедические тренажёры;
• компьютерные тесты;
• приключенческие квесты и обучающие игры;
• книги, учебники и энциклопедии;
• электронные рассылки;
• логопедические ресурсы;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
• составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
• веб-страницы и веб-сайты;
• подборки компьютерных тестов;
• цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
• Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
• Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
• Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
• Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Особенности программы:
• Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
• Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
• Несколько уровней сложности в каждом задании.
• Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
• Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.
«Учимся читать. Страна Буквария». Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:
• Понятие буквы как графического символа звука,
• Понятие слова как упорядоченного множества букв,
• Смыслообразующая роль буквы в слове,
• Символ как обозначение объекта (пиктогрмма,
• Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.
В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.
Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:
• Быстрый поиск
• Половинки слов
• Поврежденный текст
• Скорость и понимание
Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:
• www.logozavr.ru
• www.solnet.ee
• www.detiseti.ru
• www.teremoc.ru
• www.lohmatik.ru
• www.internetenok.narod.ru
• www.nachalka.com
• http://mersibo.ru
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Таким образом грамотное сочетание традиционных средств и ИКТ позволяет учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и повысить мотивацию детей к занятию, что существенно сократить время на преодоление речевых нарушений и повысит эффективность коррекционно-образовательного процесса.