Елена Немеляйнен
Информационно-исследовательская работа «Наш дом — Уральские Горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Мы живем на Урале. Нас окружают Уральские горы. К сожалению, существует проблема, что дети ничего не знают о том месте, где родились, их ближайшем окружении, о своем родном крае - Урале, Уральских горах. Для того чтобы стать патриотом своей страны, любить и уважать родной край, надо его знать!
Цель: знакомство с Уральскими горами.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме, используя различные источники (книги, энциклопедии, интернет)
Темочки:
- Горы. Знакомим детей с горами
- Исследовательская деятельность
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
2. Встретиться со знающими людьми (учитель, библиотекарь, экскурсовод, музейный работник)
3. Съездить с родителями на ближайшие горы «Каменные палатки».
4. Посетить музеи, библиотеку, школу.
5. Выявить какое значение имеют Уральские горы в жизни человека.
6. Сделать выводы.
В исследовательской работе были использованы следующие источники и литература: интернет-ресурсы, методическая, дидактическая литература, учебники и энциклопедии, коллекции полезных ископаемых, музейные экспонаты.
Объект: уральские горы.
Предмет: исследовательская деятельность.
Гипотеза: предположим, что горы – это скопление огромных камней.
В результате исследования использовались методы и приемы:
- наблюдения за окружающей средой;
- беседы: «Моя Родина – Урал», «Возникновение Уральских гор. Их история», «О чем говорят старые фотографии»;
- опрос: «Откуда произошло название горы – Волчиха?»; (Прил. 1)
- просмотры видео, медиа - файлов: презентации «Уральские горы», «Альпы», «Кавказские горы», «Как появились горы?», «Чем славится земля уральская?», «Что издавна называли каменным поясом России?» (Уральские горы);
- посещение социальных объектов (экскурсии в музей природы Урала, в школу, в библиотеку);
- опыты: «Происхождение вулкана», «Твердость и мягкость камней», «Как появляются горы»;
- рассматривание иллюстраций «Ювелирное искусство Урала», «Уральские горы», «Природа Урала»;
- знакомство с коллекциями камней «Ископаемые Урала» и экспонатами «Музея природы Урала»;
- творческая работа с природным материалом, пластилином, изображение героев легенд и сказов П. Бажова;
- встречи с интересными людьми: учителем, библиотекарем, экскурсоводом - Хозяйкой Медной горы;
- чтение тематической литературы: «Легенды Уральских гор» (Прил, 2,3,4) «Легенды Седого Урала», Сказы П. Бажова, «Человек пришел на Урал», стихи об Урале; (Прил. 5,6)
- анализ полученных результатов.
Заключение
Изучив теоретический материал по теме, используя различные источники (книги, энциклопедии, интернет, мы узнали о том, что горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Наше предположение, что горы – это скопление огромных камней, не подтвердилось!
Знающие люди (учитель, библиотекарь, экскурсовод, музейный работник) нам рассказали, что горы появляются из-за столкновения плит.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.
Уральские горы - первые горы на земле, они самые старые. Самая высокая гора на Урале – Народная, в России – Эльбрус, в мире – Джомолунгма.
Мы провели опыты: «Происхождение вулкана», «Твердость и мягкость камней», «Как появляются горы».
На встрече с учителем географии, она смогла ответить на наш вопрос: «Почему гора называется Волчиха?» Оказывается, раньше по ней волочили лес, оттуда и название «Волчиха» (волочить)
Учительница показала Уральские горы на снимке из космоса, это цепочка из гор – горный хребет, и у каждой горы есть своя легенда!
А за легендами она отправила нас в библиотеку.
Библиотекарь нам рассказала легенду о змее-полозе. Задумал он землю опоясать. И пополз он от Каспийского моря до Карского. Дополз до холодных морей, голову то окунул в море и окоченел от холода, да скоро совсем окаменел. Так и появился Уральский хребет!
Библиотекарь сказала, что Уральские горы богаты полезными ископаемыми. Показала свою коллекцию камней, украшения из камня.
Уральские камни использованы при строительстве во многих странах:
в Париже – Эйфелева башня, в Лондоне – Биг Бен, в Америке – Статуя Свободы. В России из мрамора сделаны стены и пол в Московском метро.
С родителями дети ходили в Музей природы Урала. Оказывается, камни обладают магической силой. Малахит оберегает детей. А кольцо из нефрита исполняет желания.
Была организована экскурсия в другой детский сад, дети познакомились там с мини-музеем в чемодане «Сокровища медной горы», экскурсоводом была Хозяйка Медной горы. Она рассказала легенду о богатыре Урале. У него был пояс с самоцветами. В бою он его снял и камни рассыпались по всем горам уральским. Она познакомила детей с героями сказов Бажова, со своим богатством, малахитовой шкатулкой, она угощала детей разноцветными конфетками, как камушками – самоцветами.
Были организованы поездки детей с родителями на ближайшие горы «Каменные палатки», посещения музея «Природа Урала», библиотеки, школы.
Мы выяснили, какое значение имеют Уральские горы в жизни человека :
- защита от ветров;
- свежий воздух;
- отдых;
- развлечения;
- лекарственные травы;
- начало горных рек;
- альпинизм;
- полезные ископаемые.
Вывод:
Проект был длительным и интересным. В ходе работы к нам подключилась родители, дети старшей группы. Дети узнали много нового про Урал, родной край, Уральские горы.
Дальнейшее развитие проекта:
Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в детском саду, районе, городе, России через сеть Интернета. Еще осталось много неизученных, открытых вопросов, связанных с историей родного края, неизвестных страниц знакомых мест.
Список использованных источников:
1. Архипова Н. П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы. – Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1990. – 224 с. : ил. - 32 л.
2. Сказы/ П. Бажов; - Москва: Издательство АСТ, 2017. – 189с.
3. Человек пришел на Урал : Мифы и легенды – Екатеринбург: издательство «Сократ», 1998, 160с. - учебное пособие.
4. Ювелирное искусство Урала – каталог, - Екатеринбург, 2007, -составители: пр. Кузнецова Н. Д., Глазырин К. Н.
5. Интернет ресурсы: https://infourok.ru
https://www.maam.ru
https://nsportal.ru
https://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru
https://www.myshared.ru