Юлия Влас
Информационная карта проекта «Открытое письмо»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Открытое письмо»
Вид проекта : творческо-познавательный
Проблема:
Каждый человек с момента своего рождения познаё т окружающий мир: маму с её теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края. Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего морализаторства и назидания - главная задача сегодняшнего дня.
Публикация «Информационная карта проекта „Открытое письмо“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
В современной России патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. В. В Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм!». Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Меня, как личность и будущего педагога, сформировала советская система образования. И я конечно же знаю, что такое гордиться и любить свою страну. Задаче формирования патриотических чувств у дошкольников уделяется большое значение в моей работе с детьми. Всегда нравилось использовать в своей работе что-то не избитое, новое
Очень хорошо дети включаются в процесс обучения благодаря проектной деятельности, поэтому это один из моих любимых видов работы. Хотелось разработать какой-нибудь проект, рассчитанный на долгий срок и раскрывающий идею патриотического воспитания.
Однажды перебирая старые открытки, я подумала, что ведь наверное у многих людей есть дома такие коллекции. Кто-то их бережёт а кому-то они не нужны. А ведь при помощи вот этих незатейливых картинок можно изучать историю России. Это просто бесценный инструмент для изучения исторического прошлого нашей страны. А так как открытки это очень увлекательный материал для детей, с помощью них можно привить интерес к истории России как к науке.
Срок реализации проекта : долгосрочный, два учебных года.
1 этап
Цель проекта :
Патриотическое воспитание детей и формирование исторического сознания
Задачи:
Для детей:
Образовательные
1. Познакомить детей с историей возникновения открытки.
2. Знакомить детей с различными историческими периодами России с помощью почтовой открытки.
3. Формировать устойчивый интерес к истории родной страны.
4. Изучать историю родного края и страны через разные виды детской деятельности (рисование, аппликация, лепка, музыка, драматизация и т. д.)
5. Учить детей узнавать художников работавших в стиле почтовой миниатюры, уметь распознавать характерный им стиль, называть их имена.
6. Вызвать интерес детей к музееведению и профессии экскурсовода.
7. Формировать умение выражать своё отношение к разным периодам истории родной страны.
8. Активизация словаря: открытка, советский, современный, дореволюционный, фронт, экспонат, экскурсия, экскурсовод,археолог, раскопки, коллекция.
Развивающие
1. Развивать интерес к познаванию исторического прошлого своей страны.
2. Развивать связную речь детей при помощи составления экскурсионной программы,составления текста открыток.
3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
4. Развивать умение систематизировать свои знания и лаконично передавать их слушателям.
5. Развивать умении использовать полученные знания в различных видах деятельности.
6. Развивать личностные качества детей.
Воспитательные
1. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
3. Воспитывать культуру речи.
4. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Для родителей:
1. Формировать представление о необходимости совместной деятельности с ребёнком и радости от полученного результата.
2. Побудить родителей к активному участию в творческом развитии ребёнка.
3. Воспитывать интерес к совместному изучению информации.
4. Раскрыть индивидуальные творческие способности родителей и использовать их в подготовке и воплощении творческого проекта
5. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
6. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
7. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для педагога:
1. Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по теме проекта для оснащения мини-музея группы.
2. Разработать комплексный план работы педагога по знакомству детей с историей почтовой открытки и её создателях.
3. Создать условия для формирования заинтересованности детей и родителей темой почтовой миниатюры.
4. Создать условия для воспитания личностных качеств детей.
5. Создать условия для развития связной речи детей, формирования в речи своего отношения к услышанному.
6. Создать условия для развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
7. Поощрять творческое проявление в играх по сюжетам исторических событий, рисовании, лепке, конструировании и других видах деятельности.
8. Пополнить игровую развивающую среду группы дидактическим материалом.
Участники проекта : Дети старшей и подготовительной к школе возрастной группы, родители, педагог.
Обеспечение проекта : методическая литература, дидактические игры, репродукции и оригиналы почтовых открыток, фотографии художников-создателей почтовой миниатюры, биографии художников.
Техническое обеспечение проекта : Телевизор, флэшкарта, аудио колонка
2 этап
Разработка проекта : Подбор методической литературы, анкетирование родителей, создание подходящей среды, подборка литературы исторического содержания, подборка конспектов, подборка иллюстраций, разработка экскурсий для мини-музея, подбор музыки для прослушивания, подбор информации для родителей по теме проекта, подбор и изготовление атрибутов к играм – драматизациям, подбор материала для продуктивной и художественной деятельности.
Дидактические игры: «Путешествие по времени», «Покажи что назову», «Что сначала, что потом», «Что это?», «Кем я буду в Армии служить?» ,«Кто защищает наши границы», «Составь карту», «Отгадай военную профессию», «Соберём картинку», «Как прадеды мир отстояли», «Кто знает, тот угадает!», «Найди флаг», «Узнай герб нашей страны», «В нашем городе гости», «Поедем в край родной».
Загадки по теме патриотического воспитания.
Пальчиковые игры по теме «Моя страна. Моя Родина – Россия», «Наша Армия».
Физкульт-минутки по теме: «Мы военные», «Пусть всегда будет мир!»,
«Будем мир мы защищать», «Игра идёт!», «Вертолёт».
Подбор книг : А. Твардовский «Рассказ танкиста», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», Е. Пермяк «Мамина работа», З. Александрова «Дозор», «Родина», К. Симонов «Сын артиллериста»,
Л. Квитко «Бабушкины руки», М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни», М. Ю. Лермонтов «Родина», О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора», С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»,А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)., В. Бианки «Аришка – трусишка»., В. Вересаев «Братишка»., В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».В. Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»В. Осеева «Просто старушка»Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».,Г. Глушнёв «Мама», Д. Габе «Моя семья»., М. Ветров «Мой папа – рыбак», М. Зощенко «Показательный ребёнок»., А. Прокофьев «Родина» ,С. Баруздин «За Родину», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю. А. Гагарин «Вижу землю».
Подборка музыкальных произведений для прослушивания : «Звезда России Хохлома» Ю. Таран, «Девочка Россия»Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой, народные колыбельные, «Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой); «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского, «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.. «Сладкая греза» ,«Мама» «Баба Яга»П Чайковский, «Материнские ласки» А Гречанинов, «Песня Сольвейг» Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России А Александров. «Светлячок»Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский, «Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников», «Скворушка» А. Попатенко, «Ласточка» А. Шаферан) «Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» П. Чайковский, «Альбом для юношества» (Р. Шуман, «Три чуда» Н. Римский-Корсаков, «Мотылек»А,Майкопар, «Лебедь» А Сен-Санс,
Подборка мультипликационных фильмов и диафильмов, видео-роликов по теме патриотического воспитания
С/ р игры: «Музей», «Путешествие во времени», «Пограничники», «Космонавты», «Бюро путешествий»,
«Российская Армия», «Сувенирный магазин»
3 этап
Схема реализации проекта :
Познавательное,речевое и социально -коммуникативное развитие
1. Рассматривание альбомов: «Художник В. Зарубин», «Художник Ю. Четвериков», «Елизавета Бём», «Советские новогодние открытки», «Военные открытки», «8 марта», «День Победы», «Новогодние открытки с фронта».
2. Беседы:«Россия – моя Родина», «Беседа о Дне защитников Отечества», «Моя семья» «Наша древняя столица», «Моя родословная», «Знакомство с флагом России», «Моя родословная», Мой любимый детский сад», «Хлеб - богатство России».
Знакомство с иллюстрациями А. Кокорина к сказкам Андерсена.
4. Чтение «Сказки о Гадком утенке»,просмотр мультфильма.
5. Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена.
6. Рассматривание иллюстраций О. Васильева и Э. Булатова к сказкам Андерсена.
7. Знакомство с иллюстрациями И. Билибина к сказке «Русалочка»
8. Исследовательская работа о появлении первых гравюр к сказкам Андерсена.
9. Чтение сказок: «Дикие лебеди», «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Старый уличный фонарь», «Новый наряд короля» и т. д.
10. Проведение викторины по сказкам Андерсена.
11. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»
12. НОД Рассказ воспитателя «Сказки Ш. Перро – торжество добра и справедливости.
13. Чтение сказок из сборника «Сказки матушки гусыни»
14. Просмотр видеоролика о Франции, родине Ш. Перро и его биографии.
15. Посещение библиотеки.
16. Коллекция загадок о героях сказок.
17. Прослушивание сказок Ш. Перро
18. Знакомство с творчеством художника Б. Дехтерева
19. Игра-фантазия “Если б я был (а) волшебником. ”
20. Просмотр подборки диафильмов по сказкам.
21. Пазлы к сказкам Андерсена и Перро.
22. Проведение викторины по сказкам Ш. Перро и Г. Х. Андерсена
23. Дидактические игры : «Угадай сказку по иллюстрации», «Какой сказочный герой лишний», «Из какой сказки предметы?», «Определи верно художника-иллюстратора», «Из какой сказки слова?», «Собери картинку», «Узнай по силуэту», «Кого не стало?», «Шифровки», «Скажи наоборот», «Литературное лото», «Волшебные предметы», «Кто быстрее?», «Расскажи сказку по серии картинок», «Узнай сказку по зачину».
Художественно-эстетическое развитие
1. НОД рисование «Сказочный дворец»
2. НОД рисование «Царство золотой рыбки»
3. НОД Лепка «Золотая рыбка» пластилинография
4. НОД рисование «Царевна –лебедь»
5. НОД рисование «Новый дом для старухи»
6. НОД рисование «Шлем дядьки Черномора»
7. НОД рисование «Месяц месяц мой дружок»
8. НОД рисование «По сказке о Царе Салтане»
9. НОД лепка «Белка»
10. НОД рисование «Ветер по морю гуляет»
11. Создание книги детских рисунков «Мой Пушкин»
12. Выставка рисунков по сказкам Пушкина «Золотая Рыбка»
13. Коллекция раскрасок по сказкам Пушкина
14. Оформление пригласительных билеты для проведения викторины по сказкам.
15. НОД рисование «Моя иллюстрация для книги сказок Пушкина»
16. Изготовление персонажей сказок для кукольного театра.
17. Изготовление приглашений для показа музыкального спектакля по сказке Ш,Перро «Золушка».
18. Коллективная работа по изготовлению афиши для спектакля.
19. Изготовление атрибутов для спектакля.
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование родителей
2. Ознакомить родителей с проблемой
3. Акция: Подари книгу или игру (пазлы) детскому саду (произведения Андерсена, Перро)
4. Совместное оформление выставки книг со сказками Перро и Андерсена;
5. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
6. Выставка рисунков по сказкам Ш. Перро сделанных с мамами.
7. Участие родителей в проведении викторины по сказкам Андерсена и Перро.
8. Изготовление костюмов для драматизаций.
9. Выставка иллюстраций по сказкам Андерсена и Перро разных художников (по неделям)
4 этап
Презентация проекта
1. Фото выставка по результатам проекта
2. Показпрезентации проекта на родительском собрании, педагогическом совете.
3. Показ музыкального спектакля (совместно со старшей группой) для детей и сотрудников детского сада.
4. Итоговый показ спектакля для родителей старшей и подготовительной групп. .
5. Подведение итогов проекта.
5 этап
Определение задач для нового проекта :
1. Прививать любовь и интерес к литературе как у детей, так и их родителей.
2. Продолжать знакомить детей и родителей с искусством иллюстрации.
3. Воспитывать художественный вкус у детей с помощью детской иллюстрации.
4. Побуждать родителей к совместным с детьми культурным мероприятиям для развития кругозора, творческого потенциала ребёнка.