Наталья Царёва
Информация об опыте
▼ Скачать + Заказать документы
Информация об опыте.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Публикация «Информация об опыте» размещена в разделах
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Цель обобщения опыта.
Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по обучению дошкольников мерам пожарной безопасности.
Результативность опыта работы.
Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:
1. Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.
2. Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.
Актуальность темы опыта.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Работая над опытом по теме «Обучение детей мерам пожарной безопасности» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Проводя занятия с детьми, я ставила перед собой определенные цели:
-дать элементарные представления об истории появления службы пожарной охраны, службы МЧС ; - познакомить с формой одежды пожарного, работников службы МЧС, инструментами; - углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара,
- выучить действия при возникновении пожара; - углубить знания об опасности огня; - учить набирать телефонный номер пожарной службы; - формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации; - углублять и расширять знания об охране жизни людей;
- формировать навыки самостоятельности; - воспитывать ответственное поведение.
Для реализации этих целей мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно- техническое оборудование.
Мною были разработаны перспективные планы работы с детьми по обучению мерам пожарной безопасности для средней и старшей группы.
Разнообразие форм и методов работы. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по трем направлениям:
1. Профилактическая работа с детьми.
2. Разъяснительная работа с родителями.
3. Работа с сотрудниками детского сада.
1. В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми: 1. 1Занятия по темам:
«Тайны огня»
«Что делать, если возник пожар?»
«Средства пожаротушения»
«Я б в пожарные пошел».
«Спички не тронь, в спичках - огонь»
«А у нас в квартире газ».
«Электрические приборы»
«Что делать, если загорелась одежда»
«Что необходимо сделать при ожоге»
«Не шути с огнем»
«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»
«Труд пожарных»
«Спички детям не игрушки»
1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.
1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.
1. 4 Творческие занятия: «Закончи рассказ на противопожарную тему»
1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О. Полякова «Я пожарный»; Б. Фонин «Огонь опасная игра»; К. Чуковский «Путаница»; П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.
1. 6 Детское творчество на противопожарную тему:
«Огонь друг – огонь враг» (рисование)
«Береги свой дом от пожара» (рисование)
«Кошкин дом» - изготовление масок
«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)
«Не забудьте отключить» (аппликация)
1. 7 Викторины на противопожарную тему:
«Пожарным можешь ты не быть…»
«Что можно – что нельзя»
1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.
1. 9 Спортивные праздники:
«Веселые старты» «Юные пожарные»
1. 10 Развлечений на противопожарные темы:
«Огонь друг – огонь враг»
«К славному подвигу каждый готов»
«Красный огонек»
«Спички в руки не бери»
«Осторожно, огонь»
1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.
1.12 Экскурсии в пожарную часть.
1. 13 Беседы:
«Профессия – пожарный»
1. 14 Дидактические игры и подвижные игры:
«Огнеопасные предметы»
«Что пригодиться на пожаре»
«Горит – не горит»
«На пожар»
«Смелые пожарные»
1. 15 Инсценировки:
«Кошкин дом»
1.16 Опытническая деятельность :
«Чем можно тушить огонь»
«Водой масло не затушишь»
«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»
«Пожары загрязняют воздух»
Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически.
Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем.
Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы ребята сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становились активными участниками беседы. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.
Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию. Активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п. на пожарные темы, обеспечив тем самым, их вхождение в детское сознание, обращала при этом внимание на ненавязчивость обучающего момента, используя, прежде всего в качестве метода личный пример.
Использовала в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, стволы, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающие ее решение.
С детьми 5-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.
В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.
Проведение учебной работы с детьми потребовало от меня сочетания сложившихся, оправдавших себя методов и творческого подхода.
2. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.
Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.
Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарно-безопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества я стремилась к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимала, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной. Я построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей, а неумело избранной формы обучения.
Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботилась о том, чтобы каждое занятие имело свою оригинальность в методике проведения.
Проводила с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.
Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей (советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом).
Родители оказывали мне помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими работами на противопожарную тему.
Используемые мною формы работы с родителями:
2.1 Анкетирование. 2.2 Консультации.
2.3 Папки – передвижки.
2.4 Организация совместных праздников и развлечений.
2.5 Викторины.
2.6 Организация семейных конкурсов творческих работ.
2.7 Оформление фотостендов.
2.8 Экскурсии.
2.9 Беседы медицинских работников.
2.10 Беседы по противопожарной тематике.
Мною так же был разработан план работы с родителями.
3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» обучение работников детских учреждений должно проводиться в обязательном порядке.
Прерогатива в этом вопросе возлагается на администрацию учреждения и ответственных лиц по пожарной безопасности.
В плане деятельности нашего детского сада по изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в обязательном порядке предусматриваются следующие мероприятия:
1. Ежеквартальное проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности.
2. Организация практических занятий по использованию огнетушителей, песка, воды, одеял при ликвидации очага загорания.
3. Проверка знаний правил пожарной безопасности.
4. Систематическое знакомство с материалами, публикуемыми в периодической печати.
5. Периодическое проведение совещаний, включающих изучение информационных материалов по предупреждению пожаров в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
6. Практическая отработка действий персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации детей (1 раз в полугодие).
В помещении детского сада оборудован стенд с наглядной агитацией, и щит с первичными средствами пожаротушения.
Формы работы с воспитателями:
3. 1 Консультации на темы:
«Роль педагога в обучении детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности»
«Обучение правилам пожарной безопасности»
«Обучение безопасности жизнедеятельности»
Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
«Если ребенок один дома»
3.2 Организация совместных праздников и развлечений.
3.3 Оформление фотостендов.
3.4 Беседы медицинских работников об оказании первой медицинской помощи.
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасносной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.
Список используемой литературы.
Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008
Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», М. : Скрипторий 2003,2007
М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет» М. :Вако,2007
Б. С. Житков «Что я видел», М. :Эксмо,2010
Т. В. Иванова «Пожарная безопасность», Подготовительная группа. Разработки занятий. М. : Корифей, 2011
Н. В. Каминская «Чудесные спички» Ребёнок в детском саду,№2,с. 42,2006