Кудряшова Наталья
Консультация для родителей «Кто такие динозавры и когда они жили»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕМЧУЖИНА ЗНАНИЙ»
«КТО ТАКИЕ ДИНОЗАВРЫ И КОГДА ОНИ ЖИЛИ?»
Расскажите детям о динозаврах
Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.
«Кто такие динозавры и когда они жили?»
Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.
Задолго до появления людей, по земле уже разгуливали первые настоящие динозавры. Первыми типичными представителями динозавров того времени были двуногие хищники; средних размеров (тероподы). Вскоре появились более крупные и все чаще переходящие на четыре ноги растительноядные динозавры, например плат еозавр. И, наконец, возникли первые небольшие двуногие растительноядные животные (орнитоподы).
Ископаемые останки динозавров доказывают, что они приспособились жить в разных условиях.
И всё – таки: от кого произошли динозавры и что это за удивительные животные, жившие 150 миллионов лет назад?
Первые наземные позвоночные животные – древние пресмыкающиеся или древние ящеры – появились свыше 300 млн. лет назад. В отличие от земноводных, они откладывали яйца не в воде, а на суше. Эти первые наземные животные размером с ящерицу и были предками всех пресмыкающихся. Они могли существовать только в жарком, влажном климате. В то время на древней Земле были именно такие условия. Очень скоро появились группы животных, которые четко делятся на две группы - травоядных и плотоядных ящеров.
Большинство динозавров были растительноядными. Наиболее заметными среди них были брахиозавры. Это были "жирафы" мира динозавров, питались они, поедая листья с вершин деревьев. Одними из самых необычных травоядных динозавров были утконосые динозавры (гадрозавры, конец их морды "украшал" клюв, очень похожий на утиный. Во рту гадрозавров умещалось около двух тысяч зубов, которые перетирали растительную пищу.
Травоядными были также рогатые динозавры, стегозавры, анкилозавры, и многие другие динозавры.
Хищные динозавры были "вооружены" острыми когтями и зубами. Самыми огромными сухопутными хищниками всех времен были тиранозавры (ящеры-тираны, обитавшие на территории Северной Америки.
И всё же, чем отличались динозавры от других групп пресмыкающихся, обитавших в тот период и ранее.
Это были только наземные животные, все они передвигались на прямых ногах. У динозавров не было меха, шкура у них была, как шкура носорога.
У динозавров, были довольно большие глаза, а значит, и неплохое зрение. У большинства динозавров глаза размещались по бокам головы, благодаря чему они могли вовремя заметить приближение хищника, а остроглазый хищник вполне был способен оценить расстояние, отделяющее его от намеченной жертвы.
«КТО ТАКИЕ ПАЛЕОНТОЛОГИ?»
Детям о профессии
Ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Игра «Раскопки»
Разложите фигурки динозавров на дне подноса и «закопайте» их в сыпучем материале, который есть дома под рукой. Предложите маленькому ученому-палеонтологу устроить раскопки, пользуясь кисточками, ложками, лопатками-граблями и просто руками. Пускай он откапывает грозных ящеров и со знанием дела их изучает под лупой.
Игра «Окаменелости»
Раскатайте массу для лепки на столе, с помощью стаканчика разделите её на кружки (примерно по размеру динозавров) и осторожно «отпечатывайте» ящеров. Слишком сильно продавливать их в массу не надо, они просто должны оставлять следы (лап, голов, спин, хвостов). Затем подождите денек, пока пластилин или глина высохнут (или запеките самодельное тесто). Окаменелости можно раскрасить акриловыми красками или оставить как есть. Они станут отличным дополнением к любой сюжетно-ролевой игре про динозавров.
«ТАКИЕ ЗАБАВНЫЕ ДИНОЗАВРЫ»
Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Предлагаю вместе с детьми смастерить веселого динозаврика!
Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.
1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.
2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.
3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.
4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.
5. Обведите на листе картона диск, расчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.
6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска
7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы.
8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов.
Творческих успехов!
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Растущее яйцо динозавра»
Провести интересный опыт с игрушкой, растущей в воде!
Одна из наиболее популярных разновидностей фигурок, разбухающих в воде, – животные, вылупляющиеся из яйца. Это всевозможные птицы и рептилии и динозавры. Можно приобрести игрушечное яйцо, из которого в процессе замачивания вылупится самый настоящий доисторический ящер прямо у вас дома. Такие игрушки, растущие в воде, нравятся детям больше благодаря своей специфике сюрприза. Никогда нельзя с уверенностью сказать, кто именно вылупится из яйца. Внешняя оболочка чаще всего изготавливается непрозрачной и трескается только при замачивании.
«Вулкан»
В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».
«Гибкость позвоночника»
Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.
Яйца динозавров изо льда
Берем воздушный шар и помещаем внутрь него небольшую фигурку динозавра. Затем заполняем шар водой и помещаем в морозилку. Если налить воду из под крана, лед будет мутный, если кипяченую – прозрачный.
Задача ребенка – растопить яйцо. Для этого потребуется горячая вода, пипетка и крупная морская соль. Можно также взять пищевые красители и добавить их в горячую воду, мы сделали без них.
Яйца динозавра из соды и лимонной кислоты
Для такого яйца потребуется полстакана соды, пару ложек лимонной кислоты и пару ложек растительного масла. Должна получится рассыпчатая масса, из которой нужно слепить яйцо. Для этого берем фигурку динозаврика и аккуратно облепливаем его.
Задача ребенка поместить яйцо в воду, и дальше происходит волшебство. Вода начинает бурлить и пенится и постепенно из яйца появляется динозавр.
Опыт «зависшее яйцо»
Выводы детей: в соленой воде яйцо не тонет, оно зависло в середине стакана. Что означает зависшее яйцо? (Ответы детей). Предлагаю зафиксировать вывод этого опыта на листках бумагах, которые лежат на ваших столах. Нарисуйте яйцо в стакане с обычной водой и соленой водой. (Дети выполняют задание). Как по-вашему, где хозяйки используют это свойство яйца? (Ответы детей). Правильно, при варке яиц хозяйки и наши мамы кладут в воду соль, чтобы они зависали в кастрюле и не тонули, и чтобы скорлупки не трескались.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: СМОТРИМ МУЛЬТФИЛЬМЫ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Рекомендуем Вам для закрепления пройденного и усвоения нового материала посмотреть с детьми следующие мультфильмы: «Земля до начала времен», «Поезд динозавров», «Диномама», «Добрый динозавр».