Ирина Семенова
Информация для родителей «Развитие предметно-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие предметно-игровой деятельности
Ранний возраст - непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой метаморфозы являются окружающие ребенка взрослые. Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Продолжается освоение ребенком окружающего предметного и социального мира. В этот период предметная деятельность остается ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе этой деятельности малыш усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами. А именно:
Публикация «Информация для родителей „Развитие предметно-игровой деятельности“» размещена в разделах
1. Развитие соотносящих действий.
С конца первого – начала второго года жизни малыши начинают замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства. Предметы-игрушки выступают для него в определенных соотношениях с другими предметами-игрушками : он вкладывает одну мисочку в другую, нанизывает колечки пирамидки и т. д. Специфические действия такого типа называются соотносящими.
Большая часть детских игрушек является самообучающими или авто дидактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы достигнуть цели. К ним относятся: пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки, пазлы…
Такими увлекательными соотносящими действиями с удовольствием занимаются и дети третьего года жизни.
Соотносящие действия с разнообразными предметами-игрушками активизируют процесс познания малыша. Так обогащается и совершенствуется его чувственный опыт.
Увлеченно совершая с игрушками прямые и обратные действия, ребенок умеет занять себя сам: собрал – разобрал, нанизал – снял. … В ходе таких действий развивается ручная умелость малыша, глазомер, совершенствуются движения кисти и пальцев рук, ребенок постепенно приучается контролировать движения рук с помощью зрения.
Знакомясь со свойствами игрового материала, малыш получает новые представления о предметах, выполненных из разного материала (деревянные, но разные по форме шар и втулка; пластмассовые, одноцветные, но разные по назначению грибочки и мисочки) Ребенок осваивает положение предметов в пространстве, зависимость между целым и частью, выполняет задачи на подбор, соотнесение, группировку предметов по сходству и различию. Задействуя зрительное и тактильное восприятие предметов. Со временем ребенок начинает производить действие лишь с помощью зрительного контроля. Умения ребенка совершенствуются, и к концу третьего года жизни может соотнести предметы по двум признакам. Развивается сообразительность малыша (собирая матрешку, он вкладывает меньшую в большую, различает верхнюю и нижнюю части каждой, следит, чтобы совпал рисунок). Развивается память ребенка. Он запоминает последовательность необходимых действий, воспроизводит отбор нужных деталей, умеет отличить существенное от несущественного.
Но ребенку третьего года жизни не обойтись без руководства взрослого. Стремясь действовать самостоятельно он быстро скатывается к примитивным манипуляциям с предметами : разбрасывает пазлы, из кубиков с картинками пытается строить башню… Задача взрослых – в игровой, увлекательной форме привести ребенка к выполнению необходимых действий, придать его деятельности целесообразный характер. Словесные инструкции в сопровождении демонстрации действий становятся эффективным способом обучения ребенка. Со временем его действия можно будет корректировать лишь словом, не прибегая к наглядному образцу.
К концу третьего года жизни ребенок, свободно ориентируется в разных формах, собирает пирамидки, составляет целую картину из пазлов, кубиков, успешно демонстрирует прямые и обратные действия с крышками коробочек…
Предусмотренный самим предметом результат действий в сочетании с положительной оценкой окружающих взрослых способствует успешному развитию эмоционально – волевой сферы малыша, активности, целенаправленности, умению доводить начатое до определенного результата.
2. Развитие орудийных действий.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определенного культурно заданного результата. Орудийными действиями дети начинают овладевать на втором году жизни. В этот период малыши делают первые попытки самостоятельно использовать ложку, расческу, начертить что-то карандашом… Наиболее интенсивно овладение орудийными действиями происходит на третьем году жизни.
Взрослые должны объяснить малышу, для чего нужен тот или иной предмет, показать, как правильно выполнять то или иное действие, направлять движение руки ребенка своей рукой, побуждать повторять движения, помогать исправлять ошибки. Так, в ходе совместной деятельности взрослые постепенно передают малышу общественно выработанные способы употребления предметов.
На протяжении третьего года жизни действия малыша с предметами становятся все более разнообразными и ловкими. Он уже знает названия и назначения предметов, многое умеет делать сам. Его все больше начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. В самостоятельных играх и занятиях малыш начинает руководствоваться собственным замыслом, стремлением к достижению успеха. Такое поведение свидетельствует не только о совершенствовании предметной деятельности, но и о развитии познавательной активности ребенка.
Однако следует помнить, что познавательная активность ребенка развивается не только при целенаправленном руководстве взрослого и в процессе освоения культурно нормированных, орудийных действий, но и в ходе свободной, самостоятельной практической деятельности.
3. Развитие детского экспериментирования.
Третий год жизни – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает его исследовательский интерес, становится «проблемой для ума». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающими;
Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его4
С интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;
Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности, настойчивости, удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Галигузова Л. Н. Развитие предметно-игровой деятельности.
3. Мухина В. С. М. : 1992. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985.—272 с
4. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 256 с.
Семенова И. Л., воспитатель,
Санкт-Петербурга