Ольга Игнатьева
Индивидуальный творческо — исследовательский проект «Удивительные превращения глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация творческо - исследовательского проекта
«Удивительные превращения глины»
в МБДОУ детском саду № 9 «Рябинка» г. Сергача
Участник проекта: Польянов Артём 7 лет
Руководители: Польянова Елена Ивановна
Игнатьева Ольга Николаевна
Публикация «Индивидуальный творческо — исследовательский проект „Удивительные превращения глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Актуальность выбранной темы: Глина – это благодатный материал, который одновременно обладает целым рядом преимуществ. С ней легко работать и она принимает любую форму, ее можно смешивать с водой, взбивать, бросать. Для работы с глиной не требуются особенные условия и подготовка. Работая с глиной, дети развивают мелкую моторику рук, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: руки становятся твёрже, уверенней, движения точнее. При создании своей поделки ребенок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и тщательный массаж рук, ни одна точка на детских ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной. Именно поэтому так важны занятия по лепке для «особенных детей».
В ходе лепки дети учатся доводить начатое дело до конца, ведь им так хочется и нравится каждый раз получать в результате занятия готовую интересную поделку. Лепка из глины увеличивает уверенность детей в своих силах, развивает у них трудолюбие, самостоятельность, формирует чувство гордости.
Лепка из глины способствуют не только развитию двигательных функций, развитию у них речевых навыков, различных познавательных процессов, но и положительно влияют на всю эмоционально-волевую сферу ребенка, позволяют избавляться от различных страхов, зажимов, напряжения, от умственного утомления и плохого настроения. Такие занятия совершенствуют все виды деятельности, положительно влияют на развитие личности ребенка в целом, способствуя его дальнейшей эффективной социализации.
Цель проекта:
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника через знакомство с глиной.
Тип проекта: творчески – исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь, декабрь, январь)
Руководители проекта: Польянова Елена Ивановна (мама, Игнатьева Ольга Николаевна (воспитатель)
Объект исследования: глина.
Задачи проекта:
-Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности;
- Развивать в ребенке познавательную мотивацию, расширять кругозор и интерес к лепке;
- Формировать умения лепить и расписывать различные изделия из глины;
- Сформировать представления о видах и свойствах глины через исследовательскую деятельность;
- Познакомить с видами и свойствами глины.
- Провести исследование «Свойства глины».
- Провести исследование глины по темам: «Глиняная игрушка», «Посуда из глины»;
- Снятие психоэмоционального напряжения в процессе изготовления изделий из глины.
Способы и средства достижения результата:
- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к творческой активности ребенка.
- Организация исследовательской деятельности.
- Организация экскурсии в Центральную детскую библиотеку г. Сергача.
- Беседы на тему: «Применение глины в быту», «Виды глины».
- Рассматривание глины, изделий из неё, альбомов.
- Чтение и обсуждение статей, книг.
- Показ слайдов, презентаций.
- Организация продуктивных видов детской деятельности –лепка из глины.
- Организация индивидуальной выставки работ из глины.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что у ребёнка расширяется кругозор, развивается мелкая моторика.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный - 1-2 недели ноября;
2. Практический – 3 – 4 неделя ноября, декабрь, 1 - 3 неделя января;
3. Заключительный – 4 неделя января.
1. Подготовительный этап (погружение в проект)
Наблюдая за тем, как дедушка «кладёт» кирпичную печь в бане, а потом обмазывает её каким – то раствором, Артем стал задавать вопросы дедушке:
-Что это за раствор?
- Как его приготовить?
Это был раствор глины, которую дедушка заготовил в овраге. Также он рассказал внуку о том, что и кирпичи изготавливают из глины.
Так и зародился интерес к данной теме, который перерос в творчески - исследовательский проект: «Удивительные превращения глины».
Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической литературы, Интернет-ресурсов по данной теме.
Дальнейшие шаги подготовительного этапа:
- Составление плана работы над проектом;
- Подбор наглядного материала: иллюстрации, стихи и загадки о глине, подбор слайдов, презентаций.
2. Практический этап
1. Изучение видов глины. Расширить представление о разновидностях глины Рассматривание, изучение, видов глины.
Беседы с мамой о разновидностях глины.
2. Знакомство с косметической глиной Познакомить с косметической глиной и её лечебными свойствами Рассматривание косметической глины. Наложение маски из глины на лицо мамы.
3. Знакомство со свойствами глины Познакомить со свойствами глины Чтение информации из Интернета, личные беседы. Практическое исследование.
4. Экскурсия в библиотеку. Поиск информации о том, где применяется глина. Чтение литературы.
5. Беседа с бабушкой «Глиняная посуда» Знакомство с применением глины в быту Беседа с бабушкой, рассматривание посуды из глины.
6. Рассматривание альбома «Игрушки из глины» (дымковская, филимоновская, каргопольская) Знакомство с декоративно – прикладным творчеством (дымковская, филимоновская игрушки) Нахождение информации в литературных источниках, в Интернете, изучение альбома, обсуждение.
7. Просмотр видеофильма «Как изготавливают посуду из глины» Знакомство с процессом изготовления посуды из глины
Просмотр и обсуждение видеофильма.
8. Нахождение информации в книгах, справочниках, интернете информации о глине в Нижегородской области. Повышение интереса к истории родного края, воспитание любознательности. Нахождение информации.
9. Чтение стихотворений из альбома «Стихи, пословицы, поговорки о глине». Развивать интерес к художественному слову. Чтение стихотворений, ответы на вопросы, заучивание.
10. Лепка из глины с последующей росписью. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности. Готовые фигурки.
10. Д\и «Что сделано из глины?».
Закрепить в процессе игры знания о сферах применения глины. Вопросы, обсуждение, составление связных высказываний по теме.
11. Организация индивидуальной выставки работ из глины. Повышение самооценки, уверенности в себе. Обсуждение, рассматривание готового продукта.
3. Заключительный этап:
На заключительном этапе проекта состоялось открытие индивидуальной выставки работ Артёма из глины в подготовительной группе №1 «Солнышко».
Продукты проекта:
1. Альбом «Стихи, пословицы, поговорки, загадки о глине».
2. Альбом «Виды глины».
3. Дидактическая игра «Что сделано из глины?».
4. Медиатека по теме.
5. Выставка работ из глины.
Список источников и литературы
1. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса, Н. Е., Галимив, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» автор Соломенникова О. А.
5. «Юный эколог» автор Николаева С. Н.
8. «Добро пожаловать в экологию» автор Воронкевич О. А.
9. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» авторы Николаева С. Н., Комарова И. А.
10. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет» автор Голицына Н. С.
11. «Волшебная глина» автор Лобанова В.
12. «Глина с характером» автор Лельчук А. М.
13. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы? – М. : Творческий центр “Сфера”, 2005.
14. Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно! – М. : “Линка-Пресс”, 2004.
Список интернет - источников
1. Реабилитация детей с поражением мозга/ДЦП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vse.kz/topic/525250-reabilitatciia-detei-s-porazheniem-mozgadtcp
2. http://ljubimaja-professija.ru