Наталия Мещерякова
Индивидуальный проект школьника в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный проект школьника в условиях реализации ФГОС
В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них универсальных учебных действий, направленных на всестороннее развитие личности обучающегося.
Одним из средств раскрытия и развития способностей обучающихся является проектная деятельность.
Публикация «Индивидуальный проект школьника в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность, как один из базовых компонентов учебной деятельности в условиях реализации ФГОС, позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности и оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).
Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую или иную).
Целями выполнения индивидуального итогового проекта (ИИП) являются:
• Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
• Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
• Сформировать у учащегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
• Оценить у учащегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
• Определить уровень сформированности у учащегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Задачами выполнения ИИП являются:
• Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
• Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
• Формирование и развитие навыков публичного выступления.
• Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Чтобы подготовить обучающихся к будущей итоговой аттестации в форме защиты индивидуального итогового проекта для обучающихся 8-х и 9-х классов может быть введён факультатив «Индивидуальный проект», а также кружок соответствующей тематики.
Данные программы предназначены для вовлечения обучающихся 8-9 х классов в проектную деятельность и отвечает требованиям ФГОС ООО.
Программа факультатива рассчитана на 34 часа, кружка – 72 часа. Учебные курсы реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подход. В 8 классе каждый обучающийся во внеурочное время осуществляет работу над 1 проектом.
Разработан локальный акт - Положение об итоговом индивидуальном проекте, с которым ознакомлены и обучающиеся, и их родители.
С учетом мнения обучающихся, а также выбранным профилем их дальнейшего обучения (в средне-специальных учебных заведениях, были определены руководители проектов.
Главная задача – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию, правилами оформления (рукописи проекта) и требованиями к защите проекта (публичному выступлению, требования к презентации); с критериями оценивания проекта.
Руководители проектов контролируют ход выполнения ИИП, оказывают консультационную поддержку обучающимся, обеспечивают доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
Цель факультатива:
формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Основная цель факультатива и кружка познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Программы нацелены на достижение личностных и метапредметных результатов.
Результаты освоения программ:
- личностные результаты: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
- умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретение коммуникативных умений, работая в группах; развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развитие системного мышления; вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность;
- ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении;
- реализация потенциала личности.
Метапредметные результаты:
- ставить и формулировать для себя новые цели в учебной и познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей; корректировать свои действия в сложившейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения учебных задач;
- принятие решение и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение создавать, применять символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
- поиск информации и понимание прочитанного;
- умение формулировать, аргументировать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- обращение с устройствами ИКТ.
Формы проведения занятий факультатива «Индивидуальный проект» ориентированы на инновационные педагогические технологии: проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность.
1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.
2. Практическая индивидуальная работа.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.