Любовь Королева
Индивидуальный подход в воспитании в условиях проживания в школе-интернат
▼ Скачать + Заказать документы
Представьте себе коллектив детей из 12 человек с ограниченными возможностями здоровья, где живут вместе и девочки, и мальчики с 1 по 9 класс. Думаете, так не бывает? Так бывает и очень часто.
Современная коррекционная школа-интернат, обучение с 1 по 9 класс. Отдаленно-проживающие дети всю неделю (понедельник-пятница) находятся в интернате. Группы, конечно, формируются по возрасту, но случается, что дети с родителями меняют место жительства в связи с переездом в другой город, тогда ребенок выбывает из школы. Иногда родителей лишают родительских прав (к сожалению такое тоже случается, и детей переводят в другое государственное учреждение. Но бывает, что ребенок становится «домашним» по причине здоровья или просьбе родителей. В этом случае на освободившееся место поступает новый ребенок, возраст которого отличается от возраста детей в группе (может быть старше или младше). Так группа становится разновозрастной. Разные интересы, разные способности, разные увлечения (если таковые имеются). Педагогу приходится подбирать методику согласно каждого возраста, выстраивать свою работу так, чтобы всем ребятам было интересно и трудиться, и отдыхать. Занятия обязательно должно быть полезным для любого возраста.
Публикация «Индивидуальный подход в воспитании в условиях проживания в школе-интернат» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Например, ученик 7 класса Г, 14 лет живет с мамой, папой и младшей сестрой. Условия проживания хорошие, родители работают, семья обеспеченная. Отношения с родителями очень сложные, особенно с отцом, который требовал беспрекословного подчинения. Ребенок пробовал сбежать из дома через балкон, получил травму. После лечения находился в реабилитационном центре, потом по просьбе матери был направлен к нам в интернат. У мальчика сложный характер, он эмоционально неуравновешенный, с сильно развитым чувством обиды. Друзей не может завести по тем же причинам.
Не все дети воспринимают решение взрослых о проживании их в условиях интерната. Кто-то обижается на родителей, кто-то на педагогов. Они начинают проявлять свой характер, часто с негативной стороны: нарушают дисциплину, нецензурно выражаются, мешают другим детям на самоподготовке, на прогулке, во время игры и просмотра телепередач, иногда провоцируют драку. А если у ребенка есть еще привычка брать чужие вещи, то ему очень сложно сдружиться с ребятами, дети не желают с ним общаться и играть. Но педагогу необходимо создать микроклимат для всех детей в группе, а это не всегда легко.
Ребятам приходится жить и учиться с теми сверстниками, которые громко кричат, нарушают все правила поведения, берут чужие вещи. Одни боятся и играют в стороне, другие просто игнорируют, а третьи начинают подражать. Если ребенок с неадекватным поведением младше своих одногруппников, они жалуются на него, стараются не приглашать его в игры. Если же такой ребенок старше по возрасту, то дети его просто боятся, так как он может обидеть, подраться.
Вот такой ребенок часто попадает в разряд «трудных». Поведение его может меняться несколько раз за день: то он агрессивен, то раздражителен. Довести до такого состояния его может любое слово одноклассника или простое замечание взрослого. В этом случае педагог иногда вынужден обратиться за помощью к специалистам: психологу, медработнику. Обязательно беседуем с родителями, но они не всегда могут положительно повлиять на своего ребенка. Чаще всего в таких случаях говорят, мол «отбился от рук», не можем справиться. Обычно это семьи с низким материальным достатком, либо семьи, где дети воспитываются в условиях полной безнадзорности или наоборот, в желании подчинить его жесткой дисциплине.
Стараемся чаще беседовать с этим ребенком, чтобы выяснить его интересы и увлечения. Можно предложить ему занятия по интересам, спортивные секции (в нашей школе-интернате, к счастью, их несколько: бадминтон, теннис, футбол, лыжи). Некоторые хотят заниматься танцами, рисованием, лепкой, конструированием. Для этого в интернате есть кружки. Все это создает благоприятную среду для общения со сверстниками, где каждый может проявить себя в качестве организатора, либо активного участника.
Дети живут в интернате, они все разные. Проблемы у детей тоже есть: у одних с поведением, у других с общением. Все надо решать. Если подходить индивидуально к каждому, то можно достигнуть положительных результатов.
Например, девочка В, 9 класс, 17 лет. Пришла к нам в школу в первый класс. Была замкнутой, обидчивой, часто плакала, когда только пришла в интернат. С ней велась работа по раскрепощению, социализации.
К 4 классу В. научилась хорошо рисовать, а в шестом классе приобщилась к спорту. Занимается в секции бадминтона и тенниса, участвует в малых олимпиадах, занимает призовые места, и даже играла в восьмом классе в футбольной команде школы наряду с мальчишками. Выросла прекрасная добрая, подвижная девчонка, отлично учится и активно участвует во всех мероприятиях группы и школы.
"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К. Д. Ушински
й).[/b]
Со стороны педагогов должно быть доброжелательное отношение к каждому ребенку, приобщение его к труду и занятиям по интересам с его согласия, терпение и похвала в достижении им каких-либо успехов. Педагогам приходится всегда помнить, что не бывает «плохого» или «хорошего» ребенка. Может быть плохой характер, который сформировался под воздействием неблагоприятных факторов. Все дети уникальны, индивидуальны, поэтому к каждому нужно уметь найти подход и постараться принять таким, какой он есть.
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.»
В. А. Сухомлинский