Елена Чаус
Индивидуальный план самообразования воспитателя «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования воспитателя на 2019–2020 уч. год
Индивидуальный план самообразования «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность темы:
Публикация «Индивидуальный план самообразования воспитателя „Проектная деятельность как средство развития познавательной активности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
Цель: повышение педагогического мастерства, развитие сотрудничества посредством реализации метода проектной деятельности.
Задачи:
Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ.
Изучить методическую литературу по теме самообразования.
Выявить наиболее приемлемые формы реализации проектной деятельности.
Содействовать совместной деятельности родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Осуществлять постоянное взаимодействие с педагогами ДОУ
Повысить компетентность педагогов, родителей в значимости реализации проектной деятельности в ДОУ.
Обобщить опыт работы по теме самообразования.
План работы
Работа с детьми
Срок Тема Содержание работы Практический выход
В течение года Семейный вернисаж Творческие детско-родительские работы (рисунки, поделки, макеты) Выставки, конкурсы, фестивали, праздники
Сентябрь-май Проект «Моя семья» Беседы, дидактические, словесные и сюжетно-ролевые игры, игры с конструктором, разучивание тематических стихов и песен, интервьюирование детей, составление рассказов по теме «Семья», тематические рисунки и поделки (детско-родительское творчество, фотовыставки, изготовление подарков для пап и мам, встречи с интересными людьми Реализованный проект
Октябрь Проект «Осень, осень, в гости просим» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и словесные игры, игры с конструктором, составление рассказов об осени, чтение тематических рассказов и стихотворений, участие в выставке поделок из природного материала Реализованный проект
Ноябрь Проект «День народного единства» Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разучивание тематических стихов, пословиц и поговорок, составление рассказов, разгадывание загадок, рассматривание тематических картинок и иллюстраций, слушание гимна, развлечение с участием родителей Реализованный проект
Февраль Проект «Наша армия родная» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений об армии, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, развлечение с участием родителей Реализованный проект
Апрель Проект «Этот удивительный космос» Беседы, дидактические, словесные и подвижные игры, чтение тематических стихотворений и рассказов, разгадывание загадок, слушание тематических музыкальных произведений, игра-викторина «Путешествие в космос», детско-родительское творчество – «Дорога в космос» Реализованный проект
Май Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» Беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, игры с конструктором, чтение и обсуждение произведений о войне, пословиц и поговорок, слушание тематических музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и репродукций по теме, самопрезентация своей страницы в Альбоме Славы, детско-родительское творчество – «День Победы» Реализованный проект
Май-август Проект «По экологической тропе» Беседы, наблюдения, опытно-экспериментальная и творческая деятельность, чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, словесные и подвижные игры, рассматривание тематических иллюстраций и репродукций, составление карты-схемы и паспорта экологической тропы, труд на огороде, цветниках и участке детского сада Реализованный проект
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года «Семейный вернисаж» Выставки, конкурсы, фестивали, праздники, фотовыставки
Сентябрь Выявление уровня знаний родителей о проектной деятельности
Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Информирование, опрос, индивидуальные беседы, обмен мнениями, рекомендации, консультирование
Октябрь Выступление на родительском собрании
Детско-родительское творчество
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Консультация «С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Пополнение «Семейного альбома»
Проект «Осень, осень, в гости просим»
Ноябрь Повышение педагогической компетентности родителей
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Тематические консультации по проекту «День народного единства»
Проект «День народного единства»
Декабрь Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Круглый стол «Зачем нужна эмблема семьи» Индивидуальные задания родителям по теме проекта «Моя семья»
Обмен мнениями, презентация эмблемы семьи
Январь Пополнение РППС группы
Детско-родительское творчество Подбор иллюстративного материала и художественной литературы по теме «Семья»
Пополнение альбома «Портрет моей семьи»
Февраль Рекомендации по оформлению страницы в «Альбоме Славы»
Детско-родительское творчество
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность Беседы с родителями, индивидуальные консультации
Пополнение «Альбома Славы»
Проект «Наша армия родная»
Март Повышение педагогической компетентности родителей
Встречи с интересными людьми Беседы и консультации по запросу родителей по теме проекта «Моя семья»
Рассказы родителей о своей профессии
Апрель Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Детско-родительское творчество Проект «Этот удивительный космос»
Выставка «Дорога в космос»
Май Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность
Повышение педагогической компетентности родителей
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Информирование и консультирование родителей по работе над проектом «По экологической тропе»
Самореализация
Срок Содержание работы Практический выход
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Проведение открытых мероприятий (с последующим анализом со стороны коллег)
*Изучение и внедрение новых технологий
*Ведение собственного блога
*Публикация собственного опыта педагогической деятельности на образовательных порталах и сайте ДОУ
*Работа с родителями по привлечению к проектной деятельности
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение РППС группы Повышение педагогической компетентности
Сентябрь Теоретическое изучение проблемы
Практическая деятельность Изучение нормативных документов, учебно-методической лит-ры, опыта работы ДОУ, Интернет-ресурсов Составление индивидуального плана самообразования
Октябрь Изучение педагогической диагностики Мониторинг
Ноябрь Выступление на педагогическом совете Консультация «Образовательные проекты в ДОУ»
Декабрь Пополнение РППС группы
Подбор практического материала для работы с детьми
Картотеки игр, литературный материал, подборка физкультминуток по темам проектов
Январь Взаимодействие с педагогами ДОУ Взаимопосещение занятий и мероприятий
Февраль Изучение методического материала: Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети; Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике Повышение профессионализма
Обмен опытом с педагогами ДОУ
Март Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка через проектную деятельность»
Апрель Выступление на семинаре-практикуме
Подведение итогов педагогической диагностики Доклад «Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (из опыта работы)»
Мониторинг
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете Выступление на педсовете
Публикация собственного педагогического опыта на образовательных сайтах
Литература
1. Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ/К. Ю. Белая//Справочник старшего воспитателя, 2007, № 2.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2011.
6. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов/М. Д. Маханева//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, № 1.
7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №4.
8. Интернет-ресурсы.