Оксана Безносенко
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя старшей разновозрастной группы – Безносенко Оксаны Валентиновны
на 2019 – 2020 – 2021 - 2022 учебные года
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.
В мире профессий»
Цель работы : обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
Публикация «Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Актуальность работы по выбранной теме :
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
У детей:
• Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий;
• Воспитательные : создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т. п. ;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;
Для ДОУ/группы :
- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда,
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме
• Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста
• Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ
• Презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
• Презентация педагога по теме самообразования.
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
• Выступление на педсоветах и родительских собраниях, показ открытых ОД и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Взаимодействие с родителями
• Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
• Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
• Беседы дома о профессиях родителей;
• Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
• Участие в интернет-конкурсе «Моя мама – профессионал»;
• Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
• Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Презентация сюжетно-ролевого, творческого проекта «Снимаем кино»;
План развития РППС
Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Виды педагогической деятельности
- НОД;
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами
• Школа;
• Пожарная часть;
• Библиотека;
• Поликлиника;
• Другие партнеры.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
• Логопед
• Музыкальный руководитель
1 этап – Подготовительный этап 2019-2020 учебный год
месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа по самореализации Работа с педагогами
Сентябрь - Октябрь Опрос детей о наличии знаний о профессиях.
Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик)
Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей».
Анкетирование:
«О воспитании трудолюбия в семье»
Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в детском саду. Аналитико-диагностический.
- Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала.
- Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста
- Изучение литературы. Подбор и создание презентации методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома
Ноябрь Декабрь Рассматривание наглядно – дидактического материала «В мире профессий»
- «Кому, что нужно для работы»
- «Что лишнее»
- «Угадай профессию» Памятка
«Воспитание трудолюбия»;
Беседы дома о профессиях родителей;
Оформление методической копилки
-Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями
-Создание картотеки стихотворений о профессиях Выпуск буклета «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
Январь
Февраль Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями
Д/и Что не правильно нарисовал художник»
Д/и «Волшебный мешочек»
Д/и «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» -Оформление стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны»
Методическая разработка : «Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности».
Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)
Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
Март Чтение художественной литературы «Разные профессии» Родительские собрания:
«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании» -Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей»
-Разработка презентации «В мире профессий» Консультация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Апрель
Май Просмотр презентации
«В мире профессий»
Оформление буклета «Воспитание трудолюбия в семье»
Составление календарно – тематического планирования работы с детьми и родителями Мастер класс
«В мире профессий»
2 этап – Основной – практический 2020-2021учебный год
месяц Совместная деятельность с детьми
1 – 2 неделя 3 – 4 неделя
Сентябрь
Беседы «Что такое – профессии"
Д. и. «Кто лишний»
Беседа «Профессии в детском саду»
Д/и «Кому это нужно?»
Октябрь Экскурсия в медицинский кабинет.
Беседа с медсестрой детского сада.
Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду» Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши»
Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Ноябрь Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки)
Д/и «Что сначала, что потом?»
Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками Д/и «Угадай профессию»
Сюжетно – ролевая игра «Бюро добрых услуг»
Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть»
Январь Д/и «Кому без них не обойтись?»
Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза
Экскурсия на кухню, беседа с поварами Д/и «Угадай, что я делаю?»
Загадки, пословицы и поговорки о труде.
Сюжетно – ролевая игра «Бистро»
Февраль Фотоколлаж «С днем защитника отечества».
Экскурсия в пожарную часть
Д/и «Что сначала, что потом?»
Д/и «Подскажи словечко» Д/и «Кто больше назовет»,
Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы»
Сюжетно – ролевая игра «Пожарники»
Март Экскурсия в магазин
Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»
Творческая мастерская «Подарки для мамы»
Д/и «Что делают этим предметом?»
Д/и «Что предмет расскажет о себе?»
Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер»
Апрель Экскурсия на почту
Д/и «Собери набор для ….» Д/и «Выбираем работу»
Сюжетно – ролевая игра «Почтальон»
Май Фотоотчет «Где мы бывали, что мы видали»
Д/и «Отгадай, кто это?»
Экскурсия в пекарню Д/и «Названия профессии от А до Я»
Д/и «Что б случилось, если бы не работал»
Сюжетно – ролевая игра «Булочная»
месяц Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье»
Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников».
Октябрь Анкетирование «Воспитание трудолюбия»
Беседа за круглым столом с просмотром презентации
«Из чего складывается трудолюбие?».
Ноябрь Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье»
Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»
Январь Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?».
Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности.
Февраль Информационный стенд «Права ребенка»
Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей» Круглый стол:
«Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»
Март Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания
Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки»
Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
Апрель Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников»,
Проведение открытого мероприятия.
Квест – игра «Затерянные профессии»
Май Совместные акции по благоустройству территории детского сада, групп.
Родительская конференция. Презентация проекта
«Инновационный проект по ранней профориентации детей»
Презентация проекта
«Инновационный проект по ранней профориентации детей»
3 этап – Заключительный этап
Обобщить опыт работы по теме самообразования
«Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
месяц Форма работы
Сентябрь
Выставка новинок методической литературы по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий»
Октябрь
Создать серию конспектов ОД
Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
Ноябрь Мастер – класс. ««Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Январь Участие в вебинарах по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий»
Февраль
Методическая разработка : «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых»
Март Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей, педагогов группы
Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»
Апрель Родительское собрание «Обобщение опыта работы формированию профориентации детей дошкольного возраста.
Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал»;
Май Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога»
Выступления на педсоветах