Папки-передвижки

Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению

Ольга Татаренко
Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению

Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию способностей ребенка, лучших его личностных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут, Рекомендации по составлению» размещена в разделах

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка - дошкольника.

Цель Индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т. е. на результаты освоения специальной коррекционной (логопедической) и общеобразовательной программ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка

форма составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый специалист пишет рекомендации по коррекции недостатков сторон развития ребенка

«…Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением и или целостной образовательной средой;

как «неформальные заказчики», «предъявляя» дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности, речевой, социальный, психологический профиль и иные индивидуальные особенности ребенка;

на стадии реализации ребенок-логопат выступает как субъект осуществления коррекционного образования.»

Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения.

Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.

Третий этап. Проанализируйте, что ребенок может делать, а в чем испытывает затруднения.

Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях, на уроках и в повседневной жизни.

Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на уроках, занятиях у педагогов, а какие – на занятиях у воспитателя, с родителями.

Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.

Седьмой этап. После того, как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.

Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет педагогу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.

Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результата его обследования и заключения педагога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута" можно представить следующим образом:

целевой (постановка целей получения коррекционного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении коррекционного образования);

содержательный (обоснование структуры и отбор содержания коррекционной работы, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);

технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);

- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);

- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»

При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы специальной педагогики:

Принцип систематической ступенчатой диагностики.

Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку-логопату возможно только на основе специальной комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе коррекционного обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.

Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Устранение нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.

Принцип контроля и корректировки.

В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя коррекционно-педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.

Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.

Принцип прогнозирования динамики речевого развития ребенка.

Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в коррекционном процессе.

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми 5–6 лет «Детям о Великой Отечественной войне» Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми по теме: «Детям о Великой Отечественной войне» (возраст 5-6 лет).

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет “Берегите бумагу” Образовательная область: познавательное.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Путешествие в страну Транспорта». Уважаемые родители.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению
Опубликовано: 18 мая 2021 в 20:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Татаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД