Папки-передвижки

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии «Мир фантазии»

Галина Ситдикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии «Мир фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«ДДТ» п. Ханымей

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТУДИИ «МИР ФАНТАЗИИ»

Возраст детей: 9-12 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог ДО

Ситдикова Галина Андреевна

п. Ханымей

2014 год

Пояснительная записка

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии „Мир фантазии“» размещена в разделах

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Целевое назначение:

Индивидуальный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями.

Исходя из этого, на образовательную программу «Бумагапластика», которая предназначена для детей, получающих дополнительное образование в студии «Мир фантазии», необходим аналог, но с условиями индивидуализации, по которой будет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Для индивидуальных занятий выбран один вид деятельности – оригами, но более разширенный как бумагопластика. Согласно медицинского заключения данный ребёнок постоянно обучается индивидуально на дому по образовательной программе начального общего образования.

Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанника изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Один год обучения посвящены бумагапластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постигает поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомится с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, ребенок приобретает навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы. При работе с бумагой воспитанник познакомится со следующими техниками:

• оригами – одно из традиционных японских искусств. Слово «оригами» переводится как «сложенная бумага».

• обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги, инструмент — клей и ваши руки.

• торцевание - вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребенок окунется в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной бумаги.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой, композиции. Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

Направленность маршрута – декоративно-прикладное творчество. По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности.

Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте.

Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам декоративно-прикладного творчества оригами.

Задачи

Обучающие:

1. познакомить с базовыми формами оригами и с основными геометрическими понятиями при работе с бумагой;

2. обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

1. развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать моторику рук, пространственное воображение;

2. стимулировать развитие памяти,

3. создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитывающие:

1. применять знания, полученные на уроках труда, рисования и других, для создания композиций смешанного типа (оригами, бумагопластика, аппликация, бумажная филигрань) и воспитывать в детях любовь к природе, людям и животным;

2. воспитывать аккуратность, старательность.

- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;

- наглядность;

- доступность.

Методическое обеспечение

Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.

Используемые методы обучения: наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.

Ожидаемый результат

По окончании обучения воспитанник должн знать:

- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;

- технологию работы и изготовления поделок;

- способы маширования;

- последовательность изготовления изделий из бумаги;

- названия базовых заготовок оригами;

- условные обозначения.

Должн уметь:

- применять инструменты для обработки внешнего вида поделки;

- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;

- подбирать подходящие формы для изделий;

- изготавливать и оформлять поделки;

- изготавливать основные заготовки оригами;

- изготавливать несложные игрушки.

Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года проводятся выставки работ. Также лучшие работы принимают участие в поселковых, районных, окружных выставках и конкурсах.

Дидактические условия построения образовательного процесса :

Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка при изучении приемов рукоделия. Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанника различных форм деятельности.

Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:

- тематические стенды;

- раздаточный материал.

Методическое обеспечение программы включает в себя :

-содержащую учебную литературу;

-методические пособия.

Воспитательная работа в студии

Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья : проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:

- кабинет, столы, стулья,

- методические и учебные пособия,

- материалы и инструменты, необходимые при работе: бумага, ножницы, клей ПВА и др.

№ Наименование раздела и темы

Всего часов Теория Практика

1. Вводное занятие.

Материалы, инструменты, ТБ. 2 1 1

Простые модели оригами: 22

2. Техника оригами, его история. 2 1 1

3. Модель изготовления «Простой цветок» 2 1 1

4. Модель изготовления «Тюльпан со стебельком» 2 1 1

5. Модель изготовления «Божья коровка» 2 1 1

6. Модель изготовления «Голова цыпленка» 2 1 1

7. Модель изготовления «Пароход» 2 1 1

8. Модель изготовления «Журавлик» 2 1 1

9. Модель изготовления «Вертушки» 2 1 1

10. Изготовление модели «Пилотка» 2 1 1

11. Изготовление сувенира «Ёлка» 2 1 1

12. Модель изготовления «Фотоаппарат» 2 1 1

Обрывная аппликация 20

13. Техника обрывной аппликации, ее история 2 1 1

14. Изготовление открытки для папы 4 1 3

15. Изготовление открытки к 8 марта 4 1 3

16. Изготовление открытки к Пасхе 4 1 3

17. Изготовление панно «Тайна волшебного озера» 6 1 5

Торцевание 28

18. Техника торцевания, ее история 2 1 1

19. Изготовление открытки к Пасхе 8 1 7

20. Изготовление панно «Морская лагуна» 8 1 7

21. Изготовление панно «Весенняя капель» 8 1 7

22. Выставка 2 2

Итого: 72 23 49

Учебно-тематический план на 1 год обучения

Содержание года обучения

1. Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ.

Количество часов: 2

Цель: познакомить с видом деятельности

Теория: инструктаж по ТБ. Терминология.

Практика: бумагопластика, виды, примеры.

1 раздел. Простые модели оригами.

Количество часов: 22

Цель: познакомить с техникой оригами, его историей.

Теория: рассказ о технике, основных базовых приемах.

Практика: разучивание приемов, базовых заготовок, изготовление несложных фигурок.

2 раздел Обрывная аппликация

Количество часов: 20

Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, его историей.

Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.

Практика: заготовки, изготовление аппликаций.

3 раздел Торцевание

Количество часов:28

Цель: познакомить с техникой торцевание, ее история.

Теория: рассказать о технике торцевание, приемы.

Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.

Выставка

Количество часов: 2

Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.

Теория: обобщение знаний, умений, навыков.

Практика: оформление выставки.

Список литературы, используемой педагогом

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М., «Оникс», 2008г.

2. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Мастер-класс «Фантазёры»Мастер-класс «Фантазёры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №18 п. Гирей муниципального образования.

Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии «Мир фантазии»
Опубликовано: 15 января 2015 в 21:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии «Мир фантазии»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ситдикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД