Галина Ситдикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии «Мир фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«ДДТ» п. Ханымей
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СТУДИИ «МИР ФАНТАЗИИ»
Возраст детей: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог ДО
Ситдикова Галина Андреевна
п. Ханымей
2014 год
Пояснительная записка
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья студии „Мир фантазии“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Целевое назначение:
Индивидуальный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями.
Исходя из этого, на образовательную программу «Бумагапластика», которая предназначена для детей, получающих дополнительное образование в студии «Мир фантазии», необходим аналог, но с условиями индивидуализации, по которой будет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Для индивидуальных занятий выбран один вид деятельности – оригами, но более разширенный как бумагопластика. Согласно медицинского заключения данный ребёнок постоянно обучается индивидуально на дому по образовательной программе начального общего образования.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанника изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Один год обучения посвящены бумагапластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постигает поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомится с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, ребенок приобретает навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы. При работе с бумагой воспитанник познакомится со следующими техниками:
• оригами – одно из традиционных японских искусств. Слово «оригами» переводится как «сложенная бумага».
• обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги, инструмент — клей и ваши руки.
• торцевание - вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребенок окунется в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной бумаги.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой, композиции. Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
Направленность маршрута – декоративно-прикладное творчество. По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте.
Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам декоративно-прикладного творчества оригами.
Задачи
Обучающие:
1. познакомить с базовыми формами оригами и с основными геометрическими понятиями при работе с бумагой;
2. обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
1. развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать моторику рук, пространственное воображение;
2. стимулировать развитие памяти,
3. создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитывающие:
1. применять знания, полученные на уроках труда, рисования и других, для создания композиций смешанного типа (оригами, бумагопластика, аппликация, бумажная филигрань) и воспитывать в детях любовь к природе, людям и животным;
2. воспитывать аккуратность, старательность.
- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый результат
По окончании обучения воспитанник должн знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- технологию работы и изготовления поделок;
- способы маширования;
- последовательность изготовления изделий из бумаги;
- названия базовых заготовок оригами;
- условные обозначения.
Должн уметь:
- применять инструменты для обработки внешнего вида поделки;
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- подбирать подходящие формы для изделий;
- изготавливать и оформлять поделки;
- изготавливать основные заготовки оригами;
- изготавливать несложные игрушки.
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года проводятся выставки работ. Также лучшие работы принимают участие в поселковых, районных, окружных выставках и конкурсах.
Дидактические условия построения образовательного процесса :
Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка при изучении приемов рукоделия. Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанника различных форм деятельности.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- тематические стенды;
- раздаточный материал.
Методическое обеспечение программы включает в себя :
-содержащую учебную литературу;
-методические пособия.
Воспитательная работа в студии
Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья : проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы, стулья,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: бумага, ножницы, клей ПВА и др.
№ Наименование раздела и темы
Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие.
Материалы, инструменты, ТБ. 2 1 1
Простые модели оригами: 22
2. Техника оригами, его история. 2 1 1
3. Модель изготовления «Простой цветок» 2 1 1
4. Модель изготовления «Тюльпан со стебельком» 2 1 1
5. Модель изготовления «Божья коровка» 2 1 1
6. Модель изготовления «Голова цыпленка» 2 1 1
7. Модель изготовления «Пароход» 2 1 1
8. Модель изготовления «Журавлик» 2 1 1
9. Модель изготовления «Вертушки» 2 1 1
10. Изготовление модели «Пилотка» 2 1 1
11. Изготовление сувенира «Ёлка» 2 1 1
12. Модель изготовления «Фотоаппарат» 2 1 1
Обрывная аппликация 20
13. Техника обрывной аппликации, ее история 2 1 1
14. Изготовление открытки для папы 4 1 3
15. Изготовление открытки к 8 марта 4 1 3
16. Изготовление открытки к Пасхе 4 1 3
17. Изготовление панно «Тайна волшебного озера» 6 1 5
Торцевание 28
18. Техника торцевания, ее история 2 1 1
19. Изготовление открытки к Пасхе 8 1 7
20. Изготовление панно «Морская лагуна» 8 1 7
21. Изготовление панно «Весенняя капель» 8 1 7
22. Выставка 2 2
Итого: 72 23 49
Учебно-тематический план на 1 год обучения
Содержание года обучения
1. Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ.
Количество часов: 2
Цель: познакомить с видом деятельности
Теория: инструктаж по ТБ. Терминология.
Практика: бумагопластика, виды, примеры.
1 раздел. Простые модели оригами.
Количество часов: 22
Цель: познакомить с техникой оригами, его историей.
Теория: рассказ о технике, основных базовых приемах.
Практика: разучивание приемов, базовых заготовок, изготовление несложных фигурок.
2 раздел Обрывная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, его историей.
Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций.
3 раздел Торцевание
Количество часов:28
Цель: познакомить с техникой торцевание, ее история.
Теория: рассказать о технике торцевание, приемы.
Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.
Выставка
Количество часов: 2
Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.
Теория: обобщение знаний, умений, навыков.
Практика: оформление выставки.
Список литературы, используемой педагогом
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М., «Оникс», 2008г.
2. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.