Галина Дондокова
Индивидуальный образовательный маршрут
Особенности ребенка
Ф. И. О. ребенка:
Дата рождения:
Заключение РПМПК: Задержка в речевом, психическом и физическом развитии.
Заключение невролога: Резидуальная энцефалопатия. Синдром вялого пара пареза с умеренно выраженными двигательными нарушениями, функциональный класс 2-3 уровня.
Ребенок поступил в МБДОУ № 7 в мае 2019 года. Ребенок воспитывается в полной семье опекунов. Воспитанием занимаются оба родителя.
В контакт со взрослыми и сверстниками вступает охотно, ведет себя робко и скованно.
Культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания развиты частично.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут» размещена в разделах
Предметами личной гигиены пользуется самостоятельно. Выполняет гигиенические процедуры. При одевании требуется помощь взрослого.
Трудовые навыки и умения у ребенка не сформированы, отсутствует интерес к участию в индивидуальных и совместных трудовых действиях. Может по настроению выполнить просьбу. На замечания педагогов часто не реагирует.
Игровые навыки и умения сформированы недостаточно.
В сюжетно-ролевую игру вступает на короткое время. В основном ребенок играет один с игрушками.
Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. У девочки отсутствует интерес к какой-либо деятельности. Не сформирована целостность картины мира, узок кругозор о предметном и социальном окружении.
На фронтальных занятиях внимание неустойчиво, непродолжительно. Предлагаемый материал не усваивает. Часто не слышит и не воспринимает инструкцию педагога.
В речевом развитии активный и пассивный словарь соответствует возрасту. В речи присутствует звукоподражания, звуко комплексы, использует простые и сложные слова.
Связная речь развита, темп речи замедлен. Лексико-грамматические категории сформированы.
В художественно-эстетическом развитии затрудняется правильно держать и пользоваться карандашом, кистью, восковым мелком, ножницами.
Задания по рисованию, лепке, аппликации выполняет при участии педагога. Работы часто неаккуратны.
Цель: Создать условия для формирования в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие.
Задачи:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, и его эмоциональное благополучие;
- обеспечивать полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства;
- создавать благоприятные условия развития для мальчика в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала;
- обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуру личности воспитанника, развивать у Эдика социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
Принципы работы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Предполагаемый результат:
- ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, научится проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен будет самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у ребенка появится положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства. Ребенок станет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, начнет участвовать в совместных играх. Научится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты;
- развитие воображения поможет ребенку реализоваться в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок овладеет разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, следовать игровым правилам;
- ребенок с помощью устной речи сможет высказывать свои мысли и желания, чувства. Научится выстраивать диалог с детьми и взрослыми;
- развитие у ребенка крупной и мелкой моторики. Ребенок станет более подвижен, вынослив, овладеет основными произвольными движениями, сможет контролировать свои движения и управлять ими;
- развитие волевых усилий, ребенок сможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявление любознательности, ребенок научится наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. У ребенка появится способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Сможет проявлять интерес к музыке
- Владеть навыками слушания музыки
- Владеть певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
- Проявлять творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
По итогам наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, для формирования отсутствующих умений и навыков, разработан ИОМ по следующим направлениям:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Социально – коммуникативное развитие.
Содержательный раздел
Познавательное развитие.
Задачи:
• поощрять у ребёнка любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в его окружении;
• развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
• учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
• развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
• развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
• формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
Используемые педагогические технологии, игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений
поощрение инициативы ребенка в познании (в проявлении интереса ребенка к новым предметам, в стремлении обследовать предметы, в высказывании гипотез, вопросов и др.).
поддержание инициативы у ребенка в организации совместных познавательных действий со сверстниками (играть, конструировать, экспериментировать, решать задачи и пр.).
предоставление мальчику право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов.
поддержание его стремлений использовать предметы окружающей обстановки оригинальным способом.
Для закрепления знаний ребенка будут использоваться следующие дидактические игры: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?», «Найди такой же предмет», «Запомни картинку и покажи», «Разложи по порядку», «Разложи по цвету»; «Сложи узор; «Найди половинку»; «Собери такую же башенку»; «Собери пирамидку»; Игры с мозаикой», «Шнуровки», «Поймай рыбку», «Магазин», «Одень куклу на улицу».
Речевое развитие.
Задачи:
• понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без неё;
• реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;
• относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание, реагировать в соответствии с ним;
• вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;
• задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п.
Используемые педагогические технологии, игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений
индивидуальная коррекционная работа по заданию логопеда;
использование психосоматической гимнастики и ритмики;
использование игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
использование игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус ребенка, позволяющих корректировать поведение, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
самостоятельная игровая деятельность;
использование игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного).
Для развития речи … будут использоваться следующие упражнения и игры: Самомассаж кистей и пальцев «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками.
Игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; штриховка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда; игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование; мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д., кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный.
Дидактические игры:
«Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек», «Звуки и движения», «Мыльные пузыри», «Огонь-лед», «Маленький повар», «Камешки», «Рисование резинками».
Физическое развитие.
Область Задача Ожидаемые результаты Форма оценивания
Физическое воспитание:
Расширить умение ходьбе разными способами (обычная, на носках, на пятках, на наружной и внутренней части стопы, перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колена, со сгибанием ноги назад,
бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке,
держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. Хорошо развиты умения ходьбы разными способами, бег с заданием и без задания выполняет без ошибочно.
Улучшились умения владеть мячом. Деятельностные пробы
Узкие специа-листы области проблема пути решения Ожидаемые результаты Форма оценивания
Инструктор по физической культуре Физиче-ское развитие Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять. Создание ситуаций, в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторением инструкции. Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Узкие специа-листы области Проблема пути решения Ожидаемые результаты Форма оценивания
Музыкальный руководитель Художественно эстетическое развитие
Не сформировано восприятие к различным жанрам музыки
С трудом выполняются танцевальные движения в парах и с предметами
Не развито чувство ритма
Не развито эмоциональное восприятие песен
Слушание музыкальных произведений проводить с помощью наглядного материала (сюжетные картинки,живые изображения, ДМИ)
Отрабатывать индивидуальные танцевальные движения с элементами прихлопа и притопа
Прослушивание песен проводить с эмокартинками (радость, грусть)
В игре на ДМИ выкладывать ритмический рисунок для сильных долей. Сформировано восприятие к различным жанрам музыки Выполняет танцевальные движения в парах и с предметами Развито чувство ритма Развито эмоциональное восприятие песен реагирует на произведения используя картинки и свою мимику
Участие в итоговых мероприятиях, небольших постановок, разыгрывание текста песен
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
• Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию ребенка произведения изобразительного искусства, литературы;
• рассматривать с ребенком иллюстрации к произведениям детской литературы;
• вызывать у ребенка интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной;
• способствовать развитию восприятия мальчика, обогащать его сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
• привлекать внимание девочки к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что он нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые ребенок нарисовали сам. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
• развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить ребенка различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить мальчика к рисованию предметов округлой формы, способствовать освоению умения правильно держать кисть, карандаш и пользоваться материалами и кистью при рисовании, формированию правильной позы при рисовании;
• вызывать у ребенка интерес к лепке. Способствовать знакомству с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Развивать умение аккуратно пользоваться материалами, используя доступные технические приемы, отламывать комочки глины от большого куска;
• побуждать к конструированию несложных построек из 2-3 деталей и обыгрыванию их с помощью взрослого;
• привлекать внимание к выполнению различных конструкций из природного и бросового материала.
Используемые педагогические технологии, игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.
Эдику требуются дополнительные инструкции и индивидуальный показ выполняемой работы. В работе с ребенком используем пошаговые схемы для выполнения задания.
Для закрепления знаний ребенка мы применяем следующие дидактические игры: «Подбери цвет», «Наряди елочку», «Нарисуй картинку палочками», «Радуга», «Лужок с цветами», «Картина», «Волшебные картинки», «Волшебные линии», «Какой узор», «Ощупай и слепи», «Режем прямо», лото «Цвет и форма».
Музыкально-художественная деятельность.
Выявленные нарушения:
Не интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и слушании, выполнении музыкально-ритмических движений, не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации, очень замкнутый, не проявляет творческой активности.
Пути решения:
Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты
Ребенок:
• Проявляет интерес к музыке
• Владеет навыками слушания музыки
•Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Форма оценивая:
Пробы в итоговом мероприятии
Социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
• создавать благоприятные условия для развития элементарных форм самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе (внешний вид, собственные желания); развивать стремление к самостоятельному выполнению действий;
• развивать способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
• воспитывать положительное отношение к родным, к сверстникам;
• Способствовать развитию социального поведения и речи как средства общения со взрослыми и сверстниками;
• расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о друге;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, незнакомым детям; учить инициировать установление контактов со сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же действие, подражать игровым действиям другого ребенка;
• способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста; формировать умение знакомиться с ними;
• привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама, мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль) : по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;
• углублять знания о правилах общения, развивать умение благодарить за услугу, помощь, отвечать на приветствия, просить об услуге, а не мешать другим;
• создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и «плохо»; прививать привычки культурного поведения; формировать способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и поступков других людей.
Используемые педагогические технологии, игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений.
Мотивация ребенка для проявления активности и интереса к деятельности совместно со сверстниками.
Для успешного выполнения режимных моментов и организованной образовательной деятельности, предусмотрено увеличение времени на выполнение поставленных задач ребенку.
Для закрепления знаний в работе с ребенком будем использовать следующие мотивационные приемы: демонстрации, стихотворения, игры, беседы, рассказы.
Дидактические игры: «Ладонь в ладонь», «Зеркала», Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай, «Накроем стол для куклы», «Сложи картинку», «Поделись улыбкою своей», «Нос к носу», «Дотронься до», «Войди в круг — выйди из круга»
Взаимодействие с семьей.
• Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
• Психолого-педагогическое просвещение родителей.
• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, поощрение.
• Посещение родителями индивидуальных занятий с ребенком.
• Взаимодействие всех специалистов ДОУ с семьей.
Формы и методы работы ДОУ с семьей:
• тематические выставки;
• консультации специалистов;
• семейные спортивные встречи;
• конкурсы семейных талантов;
• мастер - классы для родителей.
Организация режима дня.
Режим дня составлен с расчетом на 10 часового пребывания в детском саду.
Виды деятельности Время
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры на эмоции. 7.30 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак. 8.30 – 8.50
Подготовка к образовательной деятельности 8.50 – 9.00
Образовательная деятельность (пальчиковая гимнастика +физкультминутка) 9.00 – 10.20
Игры, подготовка к прогулке.
(раньше всех детей начинает подготовку к прогулке) 10.20-11.25
Прогулка (индивидуальное наблюдение за явлениями природы, упражнения на развитие двигательной активности). 11.25-12.25
Возвращение с прогулки (увеличено время на переодевание после прогулки) 12.25-12.30
Подготовка к обеду, обед. 12.30-13.10
Подготовка к сну (увеличение времени, дневной сон. 13.10-15.00
Подъем, воздушные и водные процедуры. 15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник. 15.15-15.30
Игры, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальные работы. Уход домой 15.30-18.00
В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных. Во время образовательной деятельности для … увеличено количество физкультминуток и пальчиковых гимнастик. Так же увеличивается время на выполнение заданий, для этого может использоваться вторая половина дня.
Используемая литература
• Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Обучаем детей ненасилию» под редакцией В. Г. Маралова, Н. В. Гречухиной. Череповец, 2001г.
• Тесты для подготовки к школе А. Назарова М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
• Настольная книга практического психолога в образовании Е. И. РоговМ, 1996
• Игровая терапия: искусство отношений Г. Л. Лэндрет М, 1994
• Учимся общаться с ребёнком В. А. Петровский. М., 1993
• Как предупредить отклонения в поведении ребёнка А. И. Захаров М, 1986г.
• Разбуди в ребёнке волшебника Е. Е. Кравцова М, 1996г.
• ДиагностикаинтеллектаметодомрисуночноготестаС. СтепановМ. 1996г.
• Психогимнастика М. И. ЧистяковаМ,1995г.
• Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми речевыми нарушениями
• Рабочая программа подготовительной к школе группы №11 на 2016 – 2017 учебный год.
• В. П. Глухов. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст] : учебное пособие/ В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002.
• И. Светлова. Домашний логопед. – М., 2002.
• Г. А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1989
• ВераксаН. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010г.
• Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников». М., 2002г.