Елена Кумшаева
Индивидуальные игры и упражнения в «сухом» мини-бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальные игры и упражнения в «сухом» мини-бассейне
Цели: способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов. Игры и упражнения в «сухом» бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект. «Плавая» в бассейне, наполненном упругими разноцветными шариками, дети испытывают огромное удовольствие, радость, у них появляется возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабиться. Все занятия в «сухом бассейне» проводятся под непосредственным наблюдением и руководством взрослого (воспитателя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и других специалистов).
Публикация «Индивидуальные игры и упражнения в „сухом“ мини-бассейне» размещена в разделах
Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне» :
• занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально;
• обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;
• игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;
• продолжительность занятия — 15—20 мин; частота — один раз в неделю.
«Купание рук» предложить ребенку погрузить сначала кисти, потом руки по локоть, затем по плечи в тазик с футлярами из киндер- сюрпризов и прошуршать ими.
«Кто быстрее соберет?» в этой игре могут принять участие 2-4 ребенка. Детям дается задание, что каждый из них собирает футляры и складывает в ведерко. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее всех.
«Угадай» загадать ребенку загадку и предложить найти в «сухом» бассейне отгадку. Отгадкой может быть мелкая игрушка, изображение предмета на футляре.
«Найди геометрическое тело» предложить ребенку найти геометрическое тела (шар, куб, призму, конус, пирамиду). Усложнение: найти геометрические тела с закрытыми глазами на ощупь.
«Кто больше?» для развития ловкости рук, предложить 2-3 детям набрать и удержать в руках как можно больше футляров определенного цвета
«Поймай рыбку». На футляры наклеить картинки с изображением различных рыбок. Предложить 2-3 детям взять сочки и поймать рыбок. Побеждает тот, у кого улов окажется больше.
«Часики» Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.
«Стрелки» Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.
«Полощем белье» Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье», то же повторяет левой рукой.
«Разноцветные круги» Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой. «Солнышко» Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).
«Хитрый котенок» Цель упражнения — массаж всего тела и развитие общей подвижности. Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика, иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).
«Золотая рыбка» Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками — как-будто плывет. «Дельфин» Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе.
«Разведчик» Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т. п.
«Расслабление» Цель этого упражнения — чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения. Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10—15 с). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким, как перышко.»
Релаксация Взрослый произносит релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый. Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!» Во время «плавания» в «сухом» мини-бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн»-шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат. Для более продуктивного массажа мы предлагаем следующие упражнения.
«ВОРОНКИ» Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей. И. п. : дети стоят на коленях вокруг бассейна:
• опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой;
• опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения:
а) встречные,
б) расходящиеся,
в) в правую сторону,
г) в левую сторону.
«НЫРЯЕМ» Цель: массаж шейных мышц.
И. п. : ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне:
• достаем головой дно бассейна.
«ПЕРЕКАТЫ» Цель: массаж и координация работы позвоночника.
И. п. : ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
• малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
«НЕ ЗАМОЧИ РУК» Цель: развитие динамической и статической координации.
И. п. : обычная стойка в бассейне:
• разное положение рук:
а) на голове,
б) за головой,
в) за спиной,
г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками;
• ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.
Для общего массажа: произвольное «купание».
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, игры в «сухом» мини - бассейне важны и для его психоэмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров.
«ДОСТАНЬ СО ДНА БАССЕЙНА» Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторки. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их. Усложнение: прячем более мелкие предметы, а число играющих уменьшаем.
«ОТГАДАЙ, ГДЕ СПРЯТАНО» Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме.
Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему.
«КТО БОЛЬШЕ?» Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук. Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков. Усложнение: собирать только шарики определенного цвета. «ПОЗДОРОВАЙСЯ» Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. Дети сидят в бассейне полукругом, руки зарыты до плеч в скопление шариков. Водящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под «водой». Усложнение: дети сидят вокруг бассейна и по заданию воспитателя здороваются друг с другом под «водой». «КОГО ПОЙМАЛИ?» Цель: развитие наглядно-образного мышления и тактильных ощущений. Дети сидят полукругом на бортике бассейна, ноги под «водой». Ведущий находит чью-либо ногу и отгадывает, кого именно он поймал. Усложнение: ноги детей переплетены.
«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ» Цель: развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет. Воспитатель показывает детям предметы, а затем раскладывает их на дне бассейна. Дети отыскивают указанный предмет. Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; дети не видят, куда взрослый прячет предметы.
«ЛОВКИЕ НОГИ» Цель: развитие координации ножных мышц. Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.
«УГОЛКИ» Цель: развитие динамической и статической координации. двое детей стоят по углам бассейна, один — в центре. Дети перебегают из угла в угол, меняясь местами, а водящий (в центре) старается занять чье-то освободившееся место. Тот, чей угол занял водящий, становится в центр, и игра продолжается. Усложнение: не касаться руками бассейна или же держать руки определенным образом: за головой, на плечах и т. п.
игрушки).