екатерина иванова
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения звука [Ч]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : автоматизация звука [Ч]
Цель: Автоматизация произношения звука [Ч].
Задачи занятия :
- автоматизировать звук [Ч] в слогах, словах, предложениях и в тексте.
- развить фонематическое восприятие при работе со звуком [Ч].
Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Ч], картинки для обозначения характеристик звука (синий и красный квадрат, колокольчик и перечеркнутый колокольчик, арбуз и хлеб, свисток и змея).
Публикация «Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения звука [Ч]» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Речевой материал: слоговые ряды для развития фонематического восприятия, слоговые ряды для автоматизации звука [Ч], слова для автоматизации звука [Ч], текст.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие. «Здравствуй! Сегодня к нам пришёл в гости Чебурашка, и он будет заниматься вместе с нами».
2. Сообщение темы занятия. «Ты наверно слышал как пыхтит паровоз….Давай вместе изобразим «Чух-чух-чух-чух-чух»…Какой слышится звук лучше всех? Правильно [Ч]. Сегодня мы будем работать над этим звуком. Научимся его быстро находить в словах, и чётко произносить.»
3. Характеристика звука Ч (даёт ребенок).
Инструкция: «Для начала расскажи мне всё, что ты знаешь о звуке [Ч] по схеме. Выбери нужные квадраты». Перед ребенком выложить 2 квадрата (красного и синего цвета, обозначающих гласный или согласный звук; фишки с обозначением колокольчиков, один из которых перечёркнут (схематичное изображение звонкости – глухости звука); 2 картинки (хлеб и арбуз, что соответствует таким характеристикам звука, как мягкость и твёрдость; 2 картинки (со свистком и змеёй, что поможет с обозначением звука (свистящий или шипящий.)
Ребёнок выбирает необходимые квадраты. «Правильно!» Предполагаемый ответ ребёнка - Звук Ч у нас согласный, глухой, мягкий, и шипящий.
4. Уточнение артикуляции.
Инструкция: «А теперь расскажи, что нужно сделать, чтобы у нас получился красивый звук [Ч]. Как ведут себя язык и губки при этом?». Если ребёнок затрудняется с объяснением положения органов артикуляции при произнесении звука Ч, мы ему задаё м вспомогательные вопросы: «Рот открыт или закрыт? Губы растянуты в улыбке или выдвинуты вперёд, образуют окошко? Зубки друг от друга далеко или рядом? Куда направлен кончик языка? Где находятся боковые стороны языка»? «А теперь повтори самостоятельно». Ребёнок снова проговаривает.
5. Развитие фонематического восприятия:
Игра «Поймай звук». Дифференциация Ч и Ц. Инструкция: «Я тебе буду называть ряд слогов, и ты, как только услышишь слог со звуком Ч, хлопни в ладоши».
МА-ЧА-ВА-ЦА-ПИ-ЧИ-ЦИ-ЛО-КО-ЦО-ЗО-ЧО-ВЕ-ЧЕ-ПЕ-ЦЕ.
«Молодец. Ты очень внимательный. Ничего не пропустил. Давай попробуем ещё раз. Слоги будут уже другие». Дифференциация Ч и Щ.
АМ-АЧ-АЗ-АЩ-УЩ-УФ-УЧ-ВЕ-ТЕ-ЧЕ- ЕЧ-ЕД-ЕЩ-ТИ-ЩИ-КИ-ЧИ.
6. Автоматизация звука [Ч] в слогах.
Инструкция: «А теперь ты сам будешь называть этот звук. Повтори как я».
Медленно - ЧА, ЧУ, ЧИ, затем чуть быстрее ЧЕ, ЧО, ЧА….теперь громко АЧ, ОЧ, УЧ,. попробуй тихо ЕЧ, ИЧ, ЮЧ.
7. Автоматизация в словах.
Упражнение № 1:
Инструкция: «А сейчас повтори за мной целые слова с этим звуком».
чудо, чулок, человек, чашка, чисто, честно, чек, речка, печка, ручка, мечта, горячо, плечо, обруч, луч, меч.
Упражнение № 2:
Инструкция: «Назови, что нарисовано, выделяя голосом звук Ч.» Перед ребенком разложить предметные картинки (чай, мальчик, часы, черепаха, ключ, мяч, очки, чайка, чайник).
7. Автоматизация в предложениях.
Инструкция: «Повтори за мной полностью предложения».
Я хочу чай. Часовщик чинит часики. Леночка и Танечка ухаживают за черепахой.
Девочка мечтала о золотом ключике. Мальчик отвечал урок тихонечко.
Маша часто поёт частушки. Беленькая кошечка катала по полу клубочки и катушечки.
8. Автоматизация в тексте (стихах).
Инструкция : «Ты наверно знаешь песенку про кузнечика. Давай её вспомним».
С ребенком пропеть куплет из песни.
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик.
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
«А теперь вспомним с тобой стихотворение про бычка».
Проговорить четверостишие с ребенком сопряжено, а затем он самостоятельно.
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду».
«Отгадай мою загадку? Дам подсказку, ответ начинается на тот звук, который мы сегодня проходим? Это какой звук? Правильно, Ч»
Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, Снизу блюдо,
Ходит чудо По дороге,
Голова торчит, Да ноги.
(Черепаха)
9. Оценка и итог занятия. «Какой ты молодец. Со всеми заданиями справился. Теперь ты хорошо запомнишь звук Ч. Увидимся на следующем занятии.»