Ольга Максименко
Развитие у детей фонематического слуха и внимания. Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе «Транспорт»
▼ Скачать +Заказ
Фронтальное логопедическое занятие «Транспорт»
в подготовительной к школе группе.
Цель: закрепление знаний по теме.
Задачи:
- активизация словаря;
- развитие фонематического слуха и внимания;
Публикация «Развитие у детей фонематического слуха и внимания, Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- образование предложного падежа существительных единственного числа (Я поеду на автобусе);
- согласование существительного с числительными, прилагательными;
- образование сложных существительных (молоковоз, снегоуборочная машина);
- использование простых и сложных предлогов;
- развитие умения отвечать на вопросы;
- составление схем предложений;
- развитие зрительного восприятия и мышления.
Материал: картинки с транспортом (наземным, воздушным, водным, карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта, картинки со спецтранспортом, плоскостные изображения самолёта и облаков, карточки для развития зрительного восприятия и мышления.
Нарушение зрения детей сказывается, прежде всего, на их восприятии, отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображения на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретно-го содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развития связной речи, в усвоении выразительных средств.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
На транспорте ездим мы все постоянно,
Автобусы возят нас всех беспрестанно,
Трамваи, троллейбусы…Есть и метро,
Которое спряталось очень хитро.
Вт в небе над нами летят самолёты,
И в них за штурвалом, конечно, пилоты.
По морю большие плывут корабли,
С бортов их давно уж не видно земли.
Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды
И очень удобные велосипеды.
Конечно, есть лодки и есть катера,
Но нам на картинки взглянуть уж пора!
Детям предлагается посмотреть на картинки и назвать тот транспорт, который встретился в стихотворении.
Приложение 1. (автобус, трамвай, троллейбус, метро, самолёт, корабль, мотоцикл, мопед, велосипед, лодка, катер)
Массаж ладоней рук:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена рук).
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Приложение 2.Дети вспоминают, как называется транспорт, который передвигается по земле, по воздуху, по воде. На доску выставляются таблички-символы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт. По очереди дети выходят и ставят картинки с транспортом по их принадлежности, причём они должны заметить, что метро не подходит ни к одному виду транспорта, потому что ездит под землёй.
Каждый из детей выбирает понравившуюся картинку с транспортом. Логопед предлагает им отправиться в путешествие, но для того чтобы тронутся с места необходимо составить предложение.
Логопед:
- Я поехала на грузовике за город.
Дети строят предложение с транспортом, изображённым на картинке.
Логопед:
- Пока мы с вами ехали по дороге, нам навстречу попалось множество машин.
Дети берут карточки с количественным изображением машин и по примеру логопеда составляют предложение:
- По дороге мне встретились – три красные грузовые машины и шесть зелёных легковых автомобилей.
Логопед организовывает игру. Ребёнок должен поймать мяч и закончить предложение логопеда.
Ночью в гараже спят (машины).
Их заправляют (бензином).
В темноте машины включают (фары).
У машины не ноги, а (колёса).
Лётчики летают на (самолётах).
Машина, которая возит молоко, называется (молоковоз).
Шофёры ездят на (машинах).
Кораблями управляют (капитаны). И т. д.
Логопед читает рассказ:
Хорошо, когда много снега.
Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…
А вот машинам и трамваям, когда снега много – плохо.
Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни ёлку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.
Чтобы такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.
В. Бундин
Логопед задаёт вопросы:
• О каком времени года говорится в рассказе?
• Кому хорошо, когда много снега? Почему?
• Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?
• Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?
Приложение 3. На доске выставляются картинки с изображением машин-помощников. Детям предлагается назвать их и сказать, зачем они нужны и что делают (скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, хлебная, тротуароуборочная, подметальная, милицейская, пескоразбрасыватель).
Логопед:
- Мы очень долго ехали с вами на машине, а теперь я предлагаю вам пересесть на самолёт и подняться высоко в небо (на доске выставляются плоскостные фигуры самолёта и облаков). Где летит самолёт?
Приложение 4. (Над облаками, под облаками, около облаков, между облаками, за облаками, в облаках, перед облаками).
Детям зачитываются предложения. Необходимо подобрать схему.
Грузовик едет.
«Скорая помощь» мчится в больницу.
Пилот управляет самолётом.
У машины четыре колеса.
Логопед:
- Что-то задержались мы с вами. Пора возвращаться домой.
Динамическая пауза.
Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.
К горке подъехали,
С горки съехали, дальше поехали. Ходьба на носочках.
Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.
К ямке подъехали,
Ямку объехали, дальше поехали. Ходьба на корточках
Ехали мы, ехали Имитация поворотов руля.
К речке подъехали,
Речку переехали, дальше поехали. Прыжок.
Ехали мы, ехали, Имитация поворотов руля.
В детский сад приехали. Упражнение «пружинка», руки сложены перед собой
Логопед:
- Вот мы и в детском саду, но прежде чем мы с вами попрощаемся необходимо проверить наши машины. А вот какие части машины мы сейчас проверим – вы должны догадаться.
Приложение 5.
РУБЛЬ – уберите третью букву (РУЛЬ);
ФАНЕРА – уберите второй слог (ФАРА);
СО – КО – ЛЕ – составьте из слогов слово (КОЛЕСО);
ШИ – НА - МА.
Логопед:
- Вот мы всё и проверили, всё в порядке. Давайте закроем глаза и вспомним, где мы были и что делали.
Пальминг.
Дети снимают очки. Растирают ладони и прикрывают ими глаза. Вспоминают путешествие.
Логопед:
Ты скажи-ка, умница,
Что же это?
-Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой,
Вот идет трамвай с дугой,
В небе самолет летит,
Рядом вертолет гудит,
По реке плывет «ракета»…
Это транспорт, транспорт это!