Петрова Лилия Рашитовна
Индивидуальная траектория «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная траектория развития педагога
Петрова Лилия Рашитовна
Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
-познакомить детей с величиной и формой предметов;
Публикация «Индивидуальная траектория „Сенсорное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
-сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-повысить самооценку детей, и их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Ожидаемые результаты:
- закрепление знаний у детей название геометрических фигур, величину и основных цветов.
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- совершенствование предметно – развивающей среды.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозгов. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного восприятия, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлении об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форм, цвете, величине, положение в пространстве, а так же запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органа чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развития у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятие, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живопись, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Направления Примерное содержание работы
Самообразование Повышение квалификации (участие в вебинарах, дистанционных конкурсов)
Изучить возрастных особенностей детей 1 мл. группы по программе «Темерок»
Групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег, посещение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений;
Индивидуальная самообразовательная работа с помощью: профессиональных педагогических изданий, ИКТ, библиотек, проектно-исследовательской деятельности, изучение передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, формирование портфолио (участие в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т. д.)
«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,2014.
Борисенко, М. Г., «Наши пальчики играют» (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2015
Изучить книгу Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»-М. Мозаика –Синтез 2014 год
Методическое пособие «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2014
Кочетова, Н. П. «Играем с малышами» : игры и упражнения для детей раннего возраста : пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2015.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2013. – 19
Направления Примерное содержание работы
Практическая деятельность Создать предметно-развивающую среду для 1 мл. группы по развитию сенсорных способностей. в течение года
Подобрать материал, создать картотеку игр Воскабовича.
Изготовить дидактические игры из бросового материала для развития сенсорных эталонов и для развития мелкой моторики рук.
Посещение городских методических объединений
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portaI.ru)
Работа с детьми: Создание предметно- развивающей среды окружающей ребенка
Специальные занятия по сенсорному воспитанию;
Занятия,в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решетки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)
Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию
Сентябрь 2020 год
Проведение игр:
Д/и «Чудесный мешочек»
«Платочек для куклы»(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Определи на ощупь»(найти предметы различающиеся по одному признаку)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнение для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов я
по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит…» (нужно по рисунку определить. из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Нади предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя»(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснять принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки либо другую геометрическую фигуру начиная от самого большого,так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше –ближе» ( предложить по рисунку определить положение игры и предметов :какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало»
«Собери бусы»(предложить по памяти собрать бусы из разноцветных шариков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов,обозначающих цветные оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
1. Закрепление пройденного с детьми.
2. Мониторинг. дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Работа с родителями :
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
3. Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
4. Открытый просмотр для родителей «Все мы любим мамочку»