Галактионова Нурхан Аркадьевна
Рекомендации для индивидуальной работы с детьми во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное внимание уделять индивидуальному подходу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Методика проведения такой работы требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её организации.
Публикация «Рекомендации для индивидуальной работы с детьми во второй младшей группе» размещена в разделах
Индивидуальная работа в детском саду-это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек, где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми первой и второй младших групп (1,5-4 года, которые:
• не посещают детский сад регулярно (например, из-за того, что часто болеют);
• имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
• отличаются застенчивостью или заторможенностью.
Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.
Миссия проведения индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач.
Рекомендации :
• ежедневно охватывать вниманием каждого малыша (это позволяет избежать ситуаций, когда, например, ребёнок-флегматик чувствует себя неуютно в коллективе просто из-за того, что он не успевает проявить себя на прогулке, при выполнении задания, так как его товарищи — более расторопные холерики);
• детально изучать личностные и образовательные особенности каждого ребёнка для целесообразного использования его потенциала в учебно-воспитательном процессе (к примеру, хорошо говорящие малыши могут принимать участие в постановках утренников, несмотря на то, что, как правило, они в таких мероприятиях в силу возраста исполняют роли зрителей);
• методически грамотно выбирать формы и приёмы взаимодействия с ребятами (к примеру, с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, подойдут парные формы работы, а с теми, у кого есть пробелы в знаниях, -индивидуальные);
• своевременно корректировать взаимоотношение с товарищами и взрослыми (например, если ребёнок целый день сидит в одиночестве, отказывается играть, то, возможно, он поссорился с товарищем, с которым обычно проводит время в группе, на прогулке).
Принципы проведения индивидуальной работы
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены основные требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста:
• Учёт личностных особенностей ребёнка в разработке индивидуального образовательного маршрута. Иными словами, если малыш отличается творческим складом, например, любит рисовать, то заполнить пробелы в освоении элементарных математических понятий во второй младшей группе можно с помощью создания образов цифр и геометрических фигур в цвете.
• Оценка динамики развития ребёнка должна проводиться в сравнении с ним самим, а не со сверстниками. Если личностный рост малышей подводить под общий знаменатель, то сама суть индивидуальной работы будет нивелирована.
• Уважение личности каждого ребёнка.
• Поиск наиболее подходящих способов вовлечения всех ребят в разные виды деятельности для определения способностей и личностных качеств каждого.
• Усложнение заданий в ходе индивидуальной работы. Так, если ребёнок в первой младшей группе плохо различает лево и право, то можно придумывать игры, в которых он сначала будет определять сторону по отношению к себе, а затем по отношению к игрушкам, другим детям.
• Стимулирование процесса самообучения. Это направление индивидуальной работы имеет огромное значение для воспитания самостоятельности ребёнка. Так, если малыш 3-4 лет имеет проблемы с концентрацией внимания, ему можно давать задания на складывание пазлов. Успешность проведённой методической работы можно оценить по тому факту, что ребёнок с удовольствием собирает картинки из фрагментов и дома, причём даже из большего количества деталей.