Елизавета Орлова
Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации и разработки. Программы. Логопедическая программа.
Индивидуальная программа направленная на преодоление ФНР.
Научная обоснованность.
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л. С. Выготский); предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной, коммуникативной (функцией общения, когнитивной (познание определенной информации, регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей).
Публикация «Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР» размещена в разделах
Функция общения может страдать если ребенок имеет фонетическое недоразвитие речи. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - нарушение звукопроизношения (дислалия). Подразделяется на два вида: - органическую, вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата (изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т. д.); - функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет. При органической дислалии, коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т. д., проводит врач ортодонт, стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.
Причины возникновения функциональной дислалии: неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье); подражание плохо говорящим сверстникам; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта); снижение слуха; отклонения в умственном развитии ребенка.
Выделяются несколько видов дислалии: Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р". Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л". Дефекты произношения небных звуков: - каппацизм - звуков к и к" - гаммацизм - звуков г и г" - хитизм - звуков х и х" - йотацизм - звука й. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т. д. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т. д. По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков). Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и болееартикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.
Основная форма работы - обучение ребенка на занятиях. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются ребенку постепенно, с учетом того, что он уже знает и умеет.
Поддерживать активность и предупреждать утомление ребенка позволяет смена характера его деятельности.
При знакомстве ребенка с новым материалом, основная часть новых знаний дается в начале занятия, так как усвоение нового требует от него значительного сосредоточения.
Цель программы: устранение нарушений звукопроизношения
Задачи программы:
- установить контакт с ребенком
- развивать тонкую моторику рук
- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме
- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику
- выработать правильное речевое дыхание
- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков
- поставить звуки
- автоматизировать звуки в обратных, прямых слогах; в словах (начале, конце, середине); в предложениях, тексте
- в самостоятельной речи (дома)
- совершенствовать слуховое внимание и восприятие учить различать сходные звуки
- задачи для родителей: научить выполнять упражнения совместно с ребенком, осуществлять контроль
Адресат: ребенок дошкольного возраста
Планируемые результаты. По итогам программы: имеет развитую тонкую моторику; артикуляционную моторику; применяет правильное речевое дыхание; пользуется в свободной речи поставленными, автоматизированными звуками; различает оппозиционные звуки.
Система условий реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: В кабинете имеется стол и стулья для работы ребенком дошкольного возраста. Зеркало, пособия для развития ручной, артикуляционной моторики и дыхания. Звуковые улитки для автоматизации и т. д. Мультимедийные технологии (Learning Shapes, quizlet, перволого).
Методическое обеспечение. Методическая литература для учителя: «Я учусь выговаривать Р, Рь» Куликовская Т., Буланова С. ; «Я учусь выговаривать Л, Ль» Куликовская Т., Буланова С. ; Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е. Н. Спивак. «Развивающие игры для будущих первоклассников» Жукова О.
Направление программы «Работа с родителями» - Рекомендации родителю - дозированы и выдаются в зависимости от темы занятия и успешности усвоения её ребенком.
Примерная стуктура занятия.
1. Приветствие, проверка заданий.
2. Коррекционно-развивающий блок
3. Физминутка.
4. Рефлексия
Содержательный раздел. Учебная программа.
Занятия №1,2
Тема: Артикуляционный аппарат
Задачи:
- установить контакт с ребенком
- познакомить ребенка с органами артикуляции в игровой форме
- подготовить артикуляционный аппарат
- научить выполнять общую артикуляционную гимнастику
- выработать правильное дыхание
Содержание:
- тук-тук (руч. мот.)
- мыло и мочало (руч. мот.)
- улыбка –трубочка
- лопаточка – иголочка
- заборчик
- вкусное варенье
- часики
- маляр
- лошадка
- гармошка
- барабанщик
- снежинка (дыхание)
- змейка (дыхание)
Занятие №3,4
Тема: Звук [Л]
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука
Содержание:
- тук-тук (руч. мот.)
- улыбка
- пароход гудит
- лопатка
- непослушный язык
- горячий чай (дыхание)
- дождик (дыхание)
Занятие №5
Тема: Звук [Л]
Задачи:
- поставить звук
- учить соблюдать правильный поток воздуха
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- постановка звука
Занятие №6
Тема: Звук [Л]
Задачи:
- автоматизировать в обратных, прямых слогах
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №7,8
Тема: Звук [Л]
Задачи:
- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №9
Тема: Звук [Л]
Задачи:
- автоматизировать в предложениях, тексте
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие № 10
Тема: Звук [Л`]
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука
Содержание:
- улитки (руч. мот.)
- улыбка
- ложечка
- лопатка
- непослушный язык
- горячий чай (дыхание)
- цветок (дыхание)
- трубочка (язык)
- вкусное варенье
Занятие № 11
Тема: Звук [Л`]
Задачи:
- поставить звук
- учить соблюдать правильный поток воздуха
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- постановка звука
Занятие №12
Тема: Звук [Л`]
Задачи:
- автоматизировать в обратных, прямых слогах
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №13
Тема: Звук [Л`]
Задачи:
- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №14
Тема: Звук [Л`]
Задачи:
- автоматизировать в предложениях, тексте
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №15,16
Тема: Дифференциация [Л-Л`]
Задачи:
- учить дифференцировать звуки
- совершенствовать фонематический слух
Содержание:
- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях
Занятие № 17,18,19
Тема: Звук [Р]
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука
Содержание:
- башмак (руч. мот.)
- паучок (руч. мот.)
- улыбка –трубочка
- лопаточка – иголочка
- вкусное варенье
- часики
- маляр
- лошадка
- грибок
- гармошка
- барабанщик
- болтушка
- снежинка (дыхание)
- змейка (дыхание)
Занятие №20, 21
Тема: Звук [Р]
Задачи:
- поставить звук
- учить соблюдать правильный поток воздуха
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- постановка звука
Занятие №22
Тема: Звук [Р]
Задачи:
- автоматизировать в обратных, прямых слогах
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие № 23, 24
Тема: Звук [Р]
Задачи:
- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)
- в самостоятельной речи (дома)
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие № 25
Тема: Звук [Р]
Задачи:
- автоматизировать в предложениях, тексте
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №26
Тема: Звук [Р`]
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №27
Тема: Звук [Р`]
Задачи:
- поставить звук
- учить соблюдать правильный поток воздуха
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- постановка звука
Занятие №28
Тема: Звук [Р`]
Задачи:
- автоматизировать в обратных, прямых слогах
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие № 29
Тема: Звук [Р`]
Задачи:
- автоматизировать в словах (начале, конце, середине)
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие №30
Тема: Звук [Р`]
Задачи:
- автоматизировать в предложениях, тексте
- в самостоятельной речи (дома)
Содержание:
- комплекс артикуляционной гимнастики, дыхания
- автоматизация
Занятие № 31, 32
Тема: Дифференциация [Р-Р`]
- учить дифференцировать звуки
- совершенствовать фонематический слух
- упр. на дифференциацию в слогах, словах, предложениях
Занятие №33
Диагностическое занятие. Обобщение и закрепление.
Задачи:
- отработкка закрепленного навыка
Содержание:
- расскажи сказку
- ответь на звонок
- соверши покупки
Список литературы:
1. Волкова, Л. С. и др. Логопедия. : 5-е изд., перераб. И доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
2. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
3. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2012. – 120 с.
4. Косинова, Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е. М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
5. Крупенчук. О. И. пальчиковые игры. / О. И. Крупенчук. – СПб. : Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с. : ил. – (серия «Уроки логопеда»).
6. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2003- 739 с.
7. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. : МРОПИ: 1993.
8. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
9. logopedmaster.ru