ольга костюк
Индивидуальная консультация «Особенности речевого недоразвития и как с ними бороться на ранней стадии»
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСОБЕННОСТИРЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ»
Проблема речевого недоразвития в настоящее время всё больше привлекает внимание различных специалистов логопедов, психологов, воспитателей, врачей. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития ребёнка. Речевое недоразвитие нарушает возможность свободного общения детей друг с другом. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания окружающих и так далее. Всё это ставит под угрозу гармоничное развитие ребёнка. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики и исправления речевого недоразвития у детей принимает глобальный характер. Воспитание чистой речи – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и педагоги и родители.
Публикация «Индивидуальная консультация „Особенности речевого недоразвития и как с ними бороться на ранней стадии“» размещена в разделах
Какие же конкретно особенности речевого недоразвития встречаются у детей? Вот основные из них: нарушение звукопроизношения; полное отсутствие речи у детей с последующим её аномальным развитием; утрата уже имеющейся речи; расстройство голоса (полная его утрата или неполноценность звучания); расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь); расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
Причины речевого недоразвития таковы :
- неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей (передача по наследству особенностей строения артикуляторных органов, профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание предшествующей беременности, другие вредные факторы;
- неблагоприятные факторы внутриутробного развития плода (токсикозы, острые и хронические заболевания матери, резус-конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, стрессовые ситуации, недоведённые до конца попытки прерывания беременности.);
- осложнённое протекание родов;
- период раннего развития ребёнка (травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга, недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, применение некоторых лекарств, приобретённые до формирования речи повреждения речевого аппарата, наличие дефектов речи у окружающих ребёнка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию).
На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и значимости всех факторов, вызывающих речевое недоразвитие.
Для предупреждения тяжёлых форм протекания речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременного оказания им медико-педагогической помощи. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний, строиться на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению иногда всё же не удаётся полностью предупредить возникновение речевого нарушения, и в этих случаях задача профилактики сводиться к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших неблагоприятных факторов. Нам надо приложить все усилия к тому, что бы своевременно выровнять положение дел и уж во всяком случае его не усугубить.
Способы борьбы с речевыми нарушениями на ранней стадии таковы :
- исключение стрессовых ситуаций;
- предотвращение несчастных случаев;
- наблюдение за протеканием раннего нервно-психологического развития (удержание головы, самостоятельное умение ходить и сидеть, появление первых звуков : гуление, лепет, характер лепета, слов, фраз.);
- забота о физическом и нервно-психологическом здоровье ребёнка и о сохранении его речевых органов;
- забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
1. Предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
2. Исключение случаев сосания пальца или прикладывания руки под щёку во время сна;
3. Раннее протезирование зубов;
4. Своевременное, оперативное рассечение нёба, губы;
5. Своевременное подрезание короткой уздечки языка;
6. Охрана голосового аппарата (простуда, пыль, голосовые перегрузки);
7. Охрана нервной системы.
А. Обеспечение благоприятного речевого окружения;
Б. Поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
В. Воспитание направленности на восприятие речи окружающих (разговоры с ребёнком);
Г. Медленное и чёткое произношение слов;
Д. Отчётливое и правильное произношение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, расчитаное на ненавязчивое и постепенное исправление;
Е. Приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника;
Ё. Систематическое создание ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;
Ж. Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребёнком;
З. Занятия музыкой, пение, ритмикой (правильность дыхания, сила голоса, внятность речи);
И. Развитие тонкой ручной моторики.
- Профилактика рецедивов (возвратов) речевых нарушений;
- Медикаментозное лечение мозговых структур;
- Проведение работы по развитию сенсорных анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического;
- Не перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов.