Мария Портнягина
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольной образовательной организации в образовательном учреждении должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, основанного на организации образовательного процесса, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нём различий.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Одним из основных принципов организации образовательного процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения является индивидуально-дифференцированный подход. Этот подход предполагает учет различий в состоянии здоровья, зрения и уровня развития детей. Индивидуализация процесса коррекционной работы приобретает особую актуальность в отношении детей с нарушениями зрения, как необходимое условие преодоления вторичных отклонений в развитии, возникающих под влиянием первичного дефекта. Коррекционную работу с ребенком осуществляет тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения. Его знакомство с ребёнком начинается со сбора информации о нё м: зрительный диагноз, сопутствующие заболевания, анамнез, особенности развития до 2 лет. Эти данные фиксируются в индивидуальной карте развития. Также в карту систематически вносятся результаты тифлопедагогического обследования. Карта рассчитана на 5 лет пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, что позволяет отслеживать динамику развития, проводить качественный анализ зрительных возможностей, реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы с учетом познавательных возможностей детей по результатам обследования.
Тифлопедагогическое обследование проводится в начале и конце учебного года, согласно диагностической методике Осиповой Л. Б. для изучения дошкольников с патологией зрения. Критерии оценивания результатов диагностики определяют уровень образованности : оптимальный, достаточный, критический, недопустимый. Содержание образования для детей с оптимальным и достаточным уровнем реализуется в полном объёме. Для детей с критическим и недопустимым уровнем содержание дифференцируется и корректируется в зависимости от уровня развития и возможностей. Индивидуальный подход к ребёнку с критическим уровнем образованности заключается в перераспределении учебного материала в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, так как скорость овладения знаниями замедленна. Для воспитанников с недопустимым уровнем образованности, как правило, это дети с глубокими нарушениями зрения, составляется индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.
После обследования, на основании полученных о детях данных, происходит комплектование в подгруппы для коррекционных занятий с учетом зрительного диагноза, сопутствующих заболеваний, уровня познавательных возможностей. Дифференциация обучения на подгрупповых занятиях заключается в организации работы с детьми, различной по: содержанию, объёму, сложности, методам, приёмам и средствам. Подгрупповые занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю, соответственно возрасту и изучаемой теме.
Помимо подгрупповых занятий с детьми проводятся индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки дошкольников с нарушением зрения к аппаратному лечению. С ребёнком проводятся специальные игры и упражнения, в соответствии с этапом лечения (плеоптическим, ортоптическим, стереоскопическим).
Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения, как по остроте зрения, так и по характеру глазных заболеваний. Разнородность зрительных диагнозов предполагает индивидуальный подход при соблюдении офтальмо-гигиенических требований на коррекционных занятиях, это освещенность помещения, освещенность рабочего места ребенка, выбор адекватного фона, контура пособий, использование определенного контраста, величины предъявляемых ребенку пособий, удаленность демонстрационного материала.
Посадка детей на занятии осуществляется в соответствии с окклюзией (заклейка на глазу) : при сходящемся косоглазии – в сторону заклеенного глаза, при расходящемся косоглазии – в сторону, противоположную глазу. с окклюзией. Чем ниже острота зрения, тем ближе располагается ребенок к демонстрационному материалу. Демонстрационный материал для детей с нарушением зрения должен иметь четкий контур; быть контрастен по отношению к фону; без бликов; иметь теплые оттенки; преимущественно красного, желтого, оранжевого или зеленого цвета; преимущественно объемным; определенного размера - демонстрационный не менее 15-20 см. ; раздаточный – 5 см., 3 см. ,2 см., в зависимости от остроты зрения ребенка.
Для детей со сходящимся косоглазием при индивидуальной работе демонстрационный материал располагается – на подставке, с расходящимся косоглазием – на столе. На индивидуальных и подгрупповых занятиях зрительная работа чередуется с офтальмопаузами и физкультминутками
Коррекционная работа в детском саду строится как система, которая имеет много уровней и обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления ходом психофизического развития и восстановления зрения детей. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок с нарушением зрения, так как это условие формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Список литературы:
1. Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа тифлопедагога / Е. В. Андрющенко, Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро,2016.- 161с.
2. Дружинина Л. А Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения/ Методическое пособие. / М. : издательство «Экзамен», 2006.- 159с. (коррекционная педагогика)