Галина Денисюк
Индивидуализация образовательного процесса посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
В сложившейся педагогической практике обучение в основном ориентируется на средний уровень способностей к учению. Вместе с тем способности и возможности детей не одинаковы, они зависят от индивидуальных особенностей. Поэтому не каждый воспитанник имеет возможность реализовать свои потенциальные возможности. В связи с этим проблема обновления обучения и воспитания, их индивидуализации приобретает все большую актуальность в современной педагогической науке и практике.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса посредством ИКТ» размещена в разделах
Одним из путей модернизации педагогического процесса является внедрение в образовательный процесс инновационных технических средств обучения, которые уже доказали свою незаменимость в образовательных учреждениях. Будучи мощным источником информации, инновационные технологии способствуют повышению информативности, интенсивности и результативности образования, повышают мотивацию к познанию. Кроме того, новые технологии позволяют по-иному организовать различные виды деятельности с детьми, являясь источником ещё не раскрытых резервов организации образовательного процесса, игрового и деятельностного обучения.
Опыт показывает, что проблема внедрения новых технологий в ДОУ не сводится только к её эксплуатации. В центре внимания должен быть ребенок, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники как инструмента познания, вписанного в образовательный процесс.
Сегодня педагогу предстоит стать организатором социальной среды, в условиях которой каждый ребенок сам ищет и добывает знания. Необходимо помочь ребенку сделать знания личным ресурсом, развивать способности свободно и произвольно применять полученные знания в соответствующей ситуации.
Одним из важных средств реализации этой цели могут стать информационно-коммуникативные технологии. Необходимым условием для этого является умение педагога выявлять потребности каждого ребенка и создавать такую образовательную атмосферу, в условиях которой дети получают возможность проявлять любознательность, допускать ошибки, черпать знания из окружающей среды, заимствуют их у других субъектов образовательной практики, либо извлекать эти знания из собственного опыта.
Таким образом, индивидуализация ребёнка в образовании – главная цель и важнейшая задача современного образования.
В нашей ДОО в процессе организации совместной образовательной деятельности педагоги имеют возможность использовать разнообразные информационно-коммуникативные технологии, в том числе SMART доску, интерактивное оборудование, ноутбуки, стол-планшет. Педагогами разработан и создан многочисленный материал, который помогает создать комфортную образовательную среду, где индивидуализация процесса выходит на первый план. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность ребенку самостоятельно выбирать путь для саморазвития, самоопределения, самореализации, самовыражения, самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
В процессе работы мы определили основные пути, по которым строим свою работу в этом направлении.
Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования. Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Педагог вместе с детьми выбирает и обсуждает тему дня. Затем в неформальном опросе выясняется, какой информацией по этой теме владеют дети, что хотят узнать. Далее дети предлагают пути познания («где» и «как» они могут получить информацию, а педагоги, в свою очередь, создают условия для того, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы. (беседы «Что ты знаешь об этом предмете?», «Кто, где живёт?», серия бесед «Что из чего сделано», проблемные ситуации «Один дома, на улице», проекты «В мире животных», «Подводный мир», «Растения нашего края» и др.)
Метод планирования индивидуализации обучения предполагает обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время лепки дети сами планируют, какую мебель им лепить и из какого материала. Предварительно педагог вместе с детьми рассматривает многочисленные картинки мебели, затем на доске дети пробуют изобрести (сконструировать) свою мебель. В завершении делается презентация. Таким образом, каждое дизайнерское решение находит свое воплощение. Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить ту мебель, которую они хотят. Виды и мера помощи также должны подбираться индивидуально. Одним педагог может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных моделей, причем такой сложности, какой они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. Но и те, и другие получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.
Такой подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Метод тщательного отбора материала предполагает отбор игрушек и пособий при создании развивающей среды, которая должна быть гибкой и разноуровневой по степени сложности. Очень важно, чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Например, на ноутбуке мальчик подбирает оригинальные двери к домам, а на доске учится сравнивать балки для постройки дома. Одна девочка проектирует свою комнату в загородном доме, другая выполняет грамматические задания.
На планшетах ребята делают уборку в доме и накрывают стол для гостей, есть любитель-фотограф, который фиксирует процесс. Его фото пойдут на выставку.
Метод ступеней основан на учете зоны ближайшего развития – границы между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Например, после прочтения сказки или стихотворения, дети выбирают материал (Сказку, на ноутбуках спасают персонажей, помогают им преодолевать разные препятствия, по схемам-таблицам изготавливают любимый персонаж.
Метод распространения информации основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении.
Прием состоит из нескольких действий:
- сначала проходит презентация нового материала для некоторых воспитанников;
- далее им предлагается поделиться информацией с другими ребятами. «Вы узнали новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам»;
- а затем педагог объявляет, что если дети хотят узнать «новое», они могут обратиться к Соне, Ярославу.
Ребята делятся опытом выполнения задания.
Здесь варианты заданий могут быть совершенно разными.
Дети стремятся поделиться с другими детьми. Так знания и опыт распространяются, расширяются и углубляются.
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях.
В условиях одновозрастных групп, работающих по одной программе, следует учитывать тот факт, что каждая группа – сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в каждой из этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными. Одни дети проявляют больше интереса к конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать, а четвертые решать логические задачи.
Индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникативные технологии позволяют:
1. Использовать различный стимульный материал.
2. Работать на разных уровнях сложности.
3. Одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, памяти, мышления ребенка.
4. Создавать собственный дидактический материал, учитывая уровень подготовки детей.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности у детей возможно тогда, когда образовательный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей. Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ребенка, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками.