Надежда Даминова
Индивидуализация и социализация детей дошкольного возраста как инновация ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сформулировать результаты освоения программы дошкольного образования, необходимо знать и учитывать особенности социальной ситуации развития ребенка, возраста и психического развития детей. Инновация ФГОС ДО раскрывается в двух ключевых понятиях – индивидуализация и социализация ребенка. Можно предположить, что, с одной стороны, это два противоположных процесса, но с другой – они взаимно дополняют друг друга.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Социализация представляет собой усвоение мира человеческих отношений, культуры, норм, правил.
Индивидуализация есть вектор развития каждого ребенка на данном возрастном этапе, его индивидуальная траектория движения с учетом зоны ближайшего развития в направлении целевых ориентиров.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника
Важно отметить, что индивидуализация развития и возможностей ребенка имеет физиологическую основу: дошкольный возраст характеризуется незрелой нервной системой, максимальной гибкостью, пластичностью развития. Для того чтобы индивидуализировать процесс развития ребенка в социуме, необходимо создать социальную ситуацию развития, которая не только включает в себя систему условий, но в первую очередь предусматривает практику общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. По мнению некоторых родителей, ребенку не обязательно посещать детский сад. Условия домашнего воспитания являются оптимальными, при этом содержание социальной ситуации развития составляет предметная среда (игрушки) и общение с близкими родственниками (бабушки, дедушки). Однако такая ситуация не всегда имеет развивающий характер. Игрушки и другие предметы начинают носить обучающий характер только в том случае, если они включены в процесс общения и в виды детской деятельности. Таким образом, социальная ситуация развития, включающая в себя три группы условий (пространственно-временные, социальные и деятельностные, подчеркивает приоритет второй группы, которая предусматривает развитие коммуникации у детей, умения общаться и выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Именно это условие является движущей силой психического и личностного развития ребенка, а именно: определяет познавательное, морально-нравственное развитие, сохранение детской субкультуры.
Управление процессом индивидуализации дошкольников в ДОО
Чтобы максимально использовать все возможности, предоставляемые детским возрастом, необходимо организовывать образовательное пространство, обеспечивающее успешное развитие детей всех возрастов, учитывающее и поощряющее их индивидуальные качества и способности. Одна из главных задач современного российского образования – развитие личности и индивидуальности ребенка, его самостоятельности. Индивидуальное и личностно-ориентированное образование призвано научить его сознательному жизненному и профессиональному выбору и максимально использовать свои ресурсы для построения индивидуального образовательного личного маршрута. Именно обучающиеся и их родители должны быть заказчиками своего образования. В связи с этим, требуются новые подходы и принципы обучения, новый характер взаимоотношений педагога и ученика. Главным принципом обучения становится не столько передача знаний, сколько развитие индивидуальных сторон личности, познавательной активности ребенка, который выступает в качестве субъекта своего собственного образования. Управление индивидуализацией образовательного процесса в детском дошкольном учреждении должно основываться на положении о том, что личность каждого ребенка уникальна, а его индивидуальные потребности и интересы требуют всесторонней поддержки.
Индивидуализация занимает все больше места в образовательном процессе в ДОУ, а, следовательно, принципы индивидуализации необходимо прослеживать не только на содержательном, но и на организационном, управленческом уровне.
Идея необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит Яну Амосу Коменскому, который на страницах своих педагогических трудов указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классноурочной системы обучения. С появлением систематических знаний об особенностях организации образовательного процесса в XVII–XIX веках, благодаря Я. А. Коменскому, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервегу, К. Д. Ушинскому, стали разрабатываться обучающие технологии за счет интенсивного развития познавательного интереса учащихся. К. Д. Ушинский, а вслед за ним П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев впервые в педагогической науке подошли к пониманию ведущей роли психологических исследований в обучении. В ХХ-ХХI вв. «индивидуальность» стали соотносить с личностью и рассматривать ее как оригинальность, главенствующую особенность личности, делающую ребенка не похожим на других.
Проблема социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве ДОУ
Являясь двумя важными компонентами процесса социального развития, социализация и индивидуализация оказывают друг на друга огромное влияние. Это проявляется, например, в возможности свободной, творческой и интеллектуально развитой личности найти своё место в обществе и успешно реализовывать свой потенциал, но, с другой стороны, человеку, оценивающему свои достоинства выше достижений других людей, трудно найти с окружающими общий язык. Потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, может помочь реализации личностных задатков в социально приемлемой форме, а может затормозить проявление индивидуальности. Всё будет зависеть от приобретённого человеком личностного опыта, от социальной ситуации его развития.
Осуществляя образовательный процесс в детском саду, педагоги дошкольной образовательной организации понимают, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Однако, организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, они не всегда учитывают эти нюансы. Стараясь охватить вниманием всю группу детей, упускают из виду каждого конкретного ребёнка.
Конечно, меньше временных и душевных затрат требуют регламентированные виды деятельности, авторитарный подход, субъект-объектная форма взаимодействия. Быстрее сформировать послушание, чем дисциплину; проще провести занятие, чем руководить творческой игрой; легче научить ребёнка отвечать на вопросы, чем задавать их. Но такая педагогическая позиция не может привести к балансу двух компонентов: социализации и индивидуализации, и не способствует гармонизации развивающейся личности.
Помочь в решении этой проблемы могут следующие подходы к построению образовательного пространства ДОУ.
Прежде всего, это педагогическая позиция взрослого. Если педагог считает себя непререкаемым авторитетом, истиной в последней инстанции, в его речи, обращённой к детям, постоянно звучат такие фразы как: «Ты неправильно думаешь», «Ты не так сделал», «Так не бывает», у дошкольников постоянно будет возникать чувство неуверенности в себе, что сильно затрудняет развитие самостоятельности, а значит и социальную адаптацию. Отойти от этого позволит осознание взрослыми того факта, что не только дети учатся от нас, но и мы, работая с детьми, перенимает их нестандартный взгляд на окружающий мир, их удивительную способность находить простой выход из сложной ситуации. Часто, выслушав ребёнка и поняв логику его рассуждений, мы принимаем его позицию, соглашаемся с его точкой зрения.
Вторым важным аспектом является создание среды, доступной, понятной, интересной, привлекательной для детей, обладающих разными возможностями и потребностями: мальчики и девочки; дети разных национальностей; дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; дети с разным типом темперамента и условиями семейного воспитания и т. п. Конечно, это тесно связано с финансовой проблемой в образовании, но психолого-педагогическая сторона вопроса является все-таки приоритетной, поскольку при равных финансовых возможностях развивающие пространства разных организаций имеют довольно разнообразное содержание.
Ещё одним немаловажным фактором в решении вопроса социализации-индивидуализации дошкольников является организационный аспект.
Организация режимных моментов часто сводится к рутинному выполнению обязанностей по самообслуживанию, хотя приём пищи и подготовка к нему, одевание на прогулку и укладывание спать несут в себе богатый образовательный ресурс. Использование всех его возможностей расширяет педагогический потенциал, усиливает интерес детей и повышает эффективность образовательного процесса, поскольку напрямую связан с практической деятельностью.
Не всегда в педагогическом процессе используются возможности игры. Понятно, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка от 3 до 7 лет. Понятно, что личностное развитие детей этого возраста осуществляется только в игре. Но, несмотря на эти непреложные истины, социальные запросы со стороны родителей и школьных учителей к детскому саду ориентированы на приоритет познавательного развития и подготовку к школе в плане приобретения специфичных знаний, умений и навыков, а не в плане развития мотивации и личностных качеств, важных для принятия позиции школьника и облегчения адаптации к школьному обучению. Это вынуждает воспитателей проводить с детьми занятия за столом, приближенные к школьным, обучать дошкольников чтению, письму, счёту. В результате, на пороге школьного обучения дети уже не хотят учиться, им это надоело в детском саду. А универсальными навыками учебной деятельности они так в полной мере и не овладевают. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо вести разъяснительную работу с родителями, демонстрировать им успехи детей в разных образовательных областях и показывать, какое положительное влияние оказывает интеграция направлений развития на становление личности ребёнка-дошкольника и его готовность к школьному обучению.
Обучение детей в игре не сводится только к построению занятий в виде подбора дидактических игр. Прежде всего, личность дошкольника развивается в творческих играх: сюжетно-ролевых, театрализованных, конструктивных, если они действительно являются творческими: возникают по инициативе детей, не регламентированы взрослым, стимулируют проявление детского творчества.
Вообще поощрение инициативы детей в общении, игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, познавательной и других видах деятельности имеет большое значение для социализации и индивидуализации детей, так как позволяет почувствовать уверенность в себе, проявить свои способности, внести вклад в общее дело, получить общественное признание и занять достойное место в группе сверстников.
Таким образом, построение образовательного пространства дошкольной организации должно отвечать требованиям концепции воспитания лидера для удовлетворения потребности современного общества в самостоятельных и ответственных, в творческих и инициативных, в разносторонне развитых членах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями.