Бережная Виктория
Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку
▼ Скачать + Заказать документы
Бережная Виктория Олеговна (музыкльный руководитель высшей категории, ГБДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад комбинированного вида №4 «Золотой улей»)
В статье даются рекомендации музыкальным руководителям ДОУ и учителям музыки по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством музыки. А так же, предлагаются практические приёмы, применяемые на музыкальных занятиях.
Публикация «Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку» размещена в разделах
Ключевые слова: творческие способности, музыка, музыкальная деятельность, импровизация, творческий этюд.
Исследования педагогов и психологов показывают, что творческие способности необходимо формировать с раннего возраста. Именно в этот период музыка является одним из основных факторов, способствующих развитию творчества, так как малыши наиболее восприимчивы и эмоционально отзывчивы на музыку. Российский психолог и философ Д. Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Задача педагогов найти наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми для развития творческих способностей.
Цель нашей статьи - раскрыть роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников, познакомить с некоторыми приемами и видами творческих этюдов.
Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребё нка: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.
Неосознанные процессы, которые происходят под воздействием окружающих шумовых звуков и звуков речи, не регулируются человеком, но их можно выразить графически.
Слушая речь диктора, лектора, мы непроизвольно начинаем что-либо чертить, рисовать, то есть графически проецируем наше неосознанное отношение к полученной информации. Такие же процессы будут происходить и под воздействием музыки. В работе рекомендуется использовать два основных метода: метод активизации творческих проявлений, котлый подразумевает направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, ритм.
Взаимодействие с дошкольниками строится посредством приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Рассмотрим некоторые приемы развития творчества у детей.
ТВОРЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на занятии для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Для создания творческой атмосферы: нужно предоставить детям каски, карандаши, мелки и т. д.
Дошкольникам предлагается рисовать все, что они хотят изобразить во время звучания музыкального фрагмента. Перед прослушиванием музыки, желательно познакомить детей с названием музыкального произведения и его композитором. Музыкальные фрагменты должны быть яркими, запоминающимися, эмоционально богатыми, но не очень громкими и не длительными по времени (7-10 мин., если дети рисуют во время звучания музыки; 3-4мин., если рисуют после воспроизведения музыкального фрагмента). Пример музыкальных фрагментов : П. И. Чайковский «Подснежник», «Январь», «Марш деревянных солдатиков»; К. Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум».
После завершения изобразительного творчества, ребятам можно предложить пофантазировать, высказать свое мнение о музыке или сочинить интересную историю. Впоследствии, из рисунков создается выставка, которая будет доступна для просмотра и родителям, и детям.
ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Чем младше дошкольник, тем естественнее и выразительнее его движения. Непроизвольная мимолетная реакция на жесты, мимику, движения взрослых вызывает появление двигательных стереотипов. Поэтому пластическое фантазирование обновляет и восстанавливает природную гибкость и выразительность детского тела. Работу по пластике необходимо начинать с упражнений для всего тела: корпуса, рук, ног и головы. Двигательная амплитуда движений должна быть полной, что бы работал каждый сустав, а мышечная активность была высокой – это порождает в ребенке чувство гармонии, пластичности и красоты своего тела.
В процессе обучения детей хореографии, формируются прекрасные тела с гармонично развитыми душами, которые смогут проявить себя во всем, что они будут делать, став взрослыми. Учим детей танцевать не для того, чтобы они в будущем реализовали себя как танцоры, (хотя некоторые из них станут таковыми)учим, чтобы раскрепостить детские тела, ведь только в раскрепощенном теле, может быть свободный, сильный дух
Варианты движения для рук могут быть разнообразны: сгибание к себе, от себя, руки в стороны, вверх, вниз, подражание моторчику, волне и т. д. При этом можно использовать различные атрибуты (листочки, ленты, мячи, они помогут детям легче войти в образ и более эстетично выполнить творческие композиции.
Такими же разными могут быть и движения для ног: спокойная ходьба на носочках, полуприседания, разведение ног в стороны, пружинящие шаги, подскоки, притопы и т. д.
Освоить детям различные виды шага и танцевальные движения ног помогут специальные мнемотаблицы, на которых с помощью схем зашифрованы необходимые виды ходьбы или шага. Что касается туловища - это могу быть повороты, наклоны вперед и в стороны, прогиб корпуса назад и вперед, растяжка боковых линий туловища, ходьба с правильной, красивой осанкой.
Заинтересовать детей помогут образные названия, которые даем различным жестам, позам, движениям. Например: «Добрый пингвин», «Ленивый медведь», «Озорной щенок», «Порхающая бабочка».
После выполнения крупных движений. Целесообразно предложить детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры. Это может быть пальчиковая гимнастика, лучше, если дети придумывают и покажут свои варианты движения рук. Перчаточный театр, где дети без озвучивания воспроизводят маленькие сценические эпизоды: «веселый Арлекин», «воробушек».
Уместными будут и пантомимические этюды.
Творческим итогом работы станет импровизированный театр теней, где дети полностью смогут раскрепостить свое тело, и под музыку творить свои маленькие импровизированные сценические этюды.
Можно помочь детям выбрать свой образ с помощью музыки, опираясь на классические произведения: «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Картинки с выставки» П. Мусоргского.
Импровизационные моменты помогают ребенку выразить свои эмоции мысли и чувства, развивают его воображение и непосредственность, делают его духовный мир богаче и прекраснее.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Список литературы
1. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М. : ВАКО, 2006.
3. Платова А. Почему детям необходима музыка // Научно-методический журнал «Воспитание школьников» - 2006 - №1 - С. 65-66.