Айгуль Зубаирова
ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта мастера производственного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Первостепенное значение имеет «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», целью которой является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Публикация «ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта мастера производственного обучения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Приоритетным проектом является «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования». Она представляет единое электронное образовательное пространство России – платформу, сформированную в результате комплекса организационно-технических мер, обеспечивающая электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты.
В условиях цифровой среды обучения у обучащихся формируются многие важнейшие качества и умения, востребованные обществом XXI века и определяющие личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность, воспитываются гражданское сознание и правовая этика.
Педагогу - мастеру производственного обучения позволит использовать широкий спектр современных информационных технологий, что требует переосмысление учебного процесса в части изменения практики его организации, где одной из первоочередных становится задача выработки и реализации нового подхода к его планированию.
Использование современных интернет технологий дает мне, как мастеру производственного обучения возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Обучащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.
Также применяя на уроках инструменты цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, которая в свою очередь:
• способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
• усиливает практическую направленность уроков;
• активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
• формирует у обучающихся компетенции, необходимые для продолжения образования.
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – мастера производственного обучения основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», присутствует во всех компонентах профессионального стандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».
Оптимальная модель достижения педагогом – мастером производственного обучения профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования);
- наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС) : широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС, установленный в ОУ;
- наличие потребности у мастера производственного обучения и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;
- освоение педагогом – мастером производственного обучения базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения;
- самообразование мастера производственного обучения в области ИКТ-компетентности.
Профессиональное поведение IT -мастера производственного обучения составляет основу для порождения новых практических знаний и компетенций, так как зарождаются ценностные ориентиры профессионального сотрудничества в педагогическом сообществе:
• нацеленность на профессиональное развитие;
• совместное решение схожих профессиональных проблем;
• участие в инновационной педагогической деятельности.
Таким образом, информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов. Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию; не умаляя потребности в преподавателях, изменить их роль в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
В информационно-образовательной среде уроки (занятия) приобретают свои особенности: изменяется позиция мастера производственного обучения на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов – мастеров производственного обучения и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога – мастера производственного обучения высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных мастер-классов, тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.
Используя ресурсы цифровой образовательной среды, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности мастера поизводственного обучения является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности.
В связи с эпидемиологической ситуацией из-за распространения новой короновирусной инфекции в стране и в мире периодически внедрялось дистанционное обучение, которое подразумевает взаимодействие мастера производственного обучения и обучащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В своу очередь дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения, где информационные технологии – это ведущее средство. В силу этого мне было необходимо в подробностях изучить новые виды обучения через сеть Интернет. В первую очередь я прослушала и просмотрела много вебинаров посвященных дистанционному обучению посредством сети интернет и дополнительных приложений и программ. Перечислю некоторые формы дистанционного обучения, которые я использовала и использую в своей работе.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты или чатов с обучающимися. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
На сегодняшний день мастер производственного обучения должен уметь хорошо ориентироваться и в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение предметом в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
В связи с этим формами деятельности педагогов будут:
1. Формирование представлений о дидактических возможностях современных цифровых технологий, анализ своих затруднений и потребностей.
2. Повышение цифровой грамотности через участие с обучающимися в сетевых проектах.
3. Участие в обучающих вебинарах, интернет-мероприятиях, педагогических конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ.
4. Представление своего опыта на конференциях.
Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения :
Определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.
Навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.
Высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
Навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.
Опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.
Активное включение в деятельность педагогического сообщества.
Знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
Опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.
Поэтому в настоящее время очень высока потребность в массовых открытых онлайн-курсах по перспективным и развивающимся ИКТ-компетенциям в цифровой образовательной среде.
Современные платформы онлайн-обучения дают большую возможность педагогу – мастеру производственного обучения саморазвиваться и повышать свою профессиональную компетентность.
Результатом этих изменений должно быть: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владения педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов. К таким методам относятся организация самостоятельной и совместной образовательной деятельности обучающихся на базе «облачных» сервисов, технологии электронного и смешанного обучения, дистанционных и on-line курсов, мобильного обучения с использованием цифровых гаджетов и соответствующих учебных приложений, и программ.
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.