Нина Перова
Игры-забавы как средство всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-забавы как средство всестороннего развития ребенка
Игра представляет собой особую деятельность, которая проходит через все детство и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В практике воспитания используются игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К таким играм относятся игры-забавы. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. Дети старшего дошкольного возраста, которые владеют опытом игры и способны к самоорганизации могут проводить эти игры самостоятельно.
Публикация «Игры-забавы как средство всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
• Игры-забавы в жизни дошкольного возраста играют существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению речью, её выразительной лексикой.
• Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение.
(К примеру, исполнение персонажа Мишки в забаве «Мишенька» требует от малыша 1,5–3 лет творческого подхода в имитации движений неуклюжего медведя, который по сюжету ещё и танцует)
• Игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи. (забавы игры коллективные, требующие соблюдения правил взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми).
Игры-забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание, так они могут оказать помощь в физическом воспитании в укреплении здоровья.
• Формирование представлений о традициях и культуре страны (особое место в ряду забав занимают народные игры, сюжеты которых передаются из поколения в поколение)
Игры-забавы по форме проведения :
• Фокусы
В детском саду фокусы носят характер опытов, экспериментов с привычными предметами обихода, например, с бумагой, водой.
• Шутки
Используются в перерывах между другими играми, на мероприятиях, утренниках.
Например, в игре-забаве «Это я!» водящий (воспитатель) предлагает малышам хором отвечать на вопросы фразой «Это я!». Юмористический момент в том, что вопросы составлены по принципу шахмат: верное высказывание — неверное высказывание, а дети в силу невнимательности могут путаться, создавая смешную ситуацию.
• Шарады
Отгадывание слов по частям — незаменимый игровой приём на занятиях в старших группах
• Аттракционы
Это подвижные игры, которые обеспечивают малышам возможность соревнования в ловкости, смекалке.
• Народные игры
Традиции этих забав передаются из поколения в поколение. В большинстве своём они организуются по принципу хоровода. Например, «Каравай», «Ручеёк» и др.
• Праздничные забавы
игры, которые подбираются под тот или иной праздник. Например, на Рождество, Масленицу, праздник Ивана Купала и др.
• Сюрпризы
С помощью неожиданных, весёлых забав — сюрпризных моментов — педагог создаёт ситуацию новизны, что является мощным двигателем от потребности в новых впечатлениях к познавательной деятельности. Сюрпризы включаются как в структуру занятия, прогулки, так и в канву сценария развлечения.
Игру-забаву можно использовать для мотивации детей к любому виду деятельности, игра помогает включить всех детей в деятельность. Например, после самостоятельной деятельности включить ребят в занятие в старшей группе можно забавой «Я знаю». Её суть состоит в том, что взрослый и дети бросают друг другу мяч, сопровождая словами: «Я знаю…5 домашних животных и т. д.». Тематику задаёт педагог. Результат: дети не только настроены на занятие, но и актуализируют некоторые опорные знания.
Методика проведения игры :
1. Сбор детей на игру (быстро и интересно привлечь внимание детей).
• Звуковой ориентир.
• Зрительный ориентир.
• Зазывалка.
• Обыгрывание предметов.
2. Создания интереса к игре.
• Загадка.
• Песня.
• Сюрпризный момент.
• Короткие сказки.
Придуманные, что называется, на ходу, истории являются отличным мотивационным приёмом, который помогает привлечь внимание ребят, то есть настроить на проведение забавы, а параллельно выполняет воспитательную функцию.
3. Объяснения правел игры.
• Двигательный рассказ.
• Четко и кратко.
4. Распределения ролей.
• По щеталочке.
• Как поощрение.
• По выбору воспитателя.
• По желанию ребенка.
5. Руководство ходом игры.
• Непосредственное.
• Опосредованное.
6. Подведения итогов игры.
Кратко и оптимистично.