Людмила Ивановна
Игры-эксперименты как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего".
Н. К. Крупская.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Публикация «Игры-эксперименты как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, ощущает окружающее. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Актуальность темы:
Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Что, конечно же, сильно влияет на здоровье маленького человека. Современные дети испытывают сложности с концентрацией внимания, им сложно долго сосредотачиваться на чем-то одном, многие демонстрируют гиперактивность. Также обращает на себя внимание неумение маленьких детей играть. Взрослым зачастую некогда заниматься с чадами, и они заменяют игру либо многочисленными развивающими занятиями, либо просмотров мультфильмов и роликов на телевизоре или планшете.
А ведь игра – важный этап в развитии всей личности ребенка! Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество. В детских играх, как в зеркале, отражаются особенности времени, порождаются новые сюжеты и приемы игры. Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.
Проанализировав современное воспитание родителями позволяет нам сделать вывод о том, что необходимы разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов. Этим обусловлен наш выбор темы:
Игры-экспериментирование - как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Методические разработки:
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой через экспериментирование. Очень важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
В педагогике сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Это планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития. Заключение Л. С. Выготского дает, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания в раннем возрасте.
Целью развития экспериментирования является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Формирование у детей систем перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Эталонная система для детей младшего дошкольного возраста включает в себя :
Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
Три величины; большая, средняя, маленькая.
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет.
Мышление ребенка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается… Ребёнок усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному.
Задача взрослых - поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставить ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего
возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия экспериментов, опытов и наблюдений способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Формирование основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
При организации игр - экспериментальной деятельности детей раннего возраста мы стараемся учитывать возрастные особенности детей.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз мы предлагаем рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной работе по экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе игр активной познавательной-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Главная цель и задача нашей работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через игры - экспериментирование — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Согласно методическим рекомендациям по проведению игр - экспериментов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Они предполагают активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, было проведение элементарных опытов. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача, выдвигаемая педагогом, должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Игры - эксперименты могут проходить как длительные сравнительные или как кратковременные наблюдения. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов эксперимента проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе эксперимента длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
В раннем возрасте игры - эксперименты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы – водой, льдом, снегом, камешками, песком. Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребё нка: возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Они помогут научить ребенка: показывать предметы, обладающие существенными признаками; понимать сенсорные свойства предметов; группировать предметы, контрастные по величине; понимать и обозначать словом наблюдаемые явления; высказывать свои впечатления.
Заключение игр - экспериментов является формулирование выводов на основе полученных результатов. Необходимо побудить детей к самостоятельному формулированию выводов.
Игры - эксперименты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Также, опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых игр - экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения игр - экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Игры - эксперименты могут проводиться как с 2-3 малышами так и с подгруппой детей. Проводить такие игры с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого эксперимента снижается.
Одним из важных направлений нашей работы — развитие познавательного интереса ребенка, которое в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского экспериментирования.
Наша задача — поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, обладающих рядом свойств.
Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т. п.).
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
Дети с удовольствием будут переливать воду из одной емкости в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Можно помочь детям разнообразить игры с водой : подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри.
Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Можно предложить им пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребенок получает представления о том, что такое «полный», «пустой», «много»,«мало» и др.
Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, рисуют пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
Заключение.
Игровая Экспериментальная деятельность, детей раннего возраста способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Таким образом, при проведении игр-экспериментов дети станут более любознательными, расширяется их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это будет являться предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка! Таким образом, чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир!
Используемая литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет //Волгоград Издательство «Учитель», 2015 - 3-88 с.
3. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
4. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
6. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
7. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
8. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду //Методист №8. 2006 - 60-64 с.