Элеонора Ребрунова
Игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА-БЕСЕДА
«Мир вокруг нас»
Цель: расширяются представления детей о составляющих группы, о многообразии игрушек и предметов, которые можно использовать в совместной деятельности.
Необходимые материалы и оборудование: не требуется специального оборудования.
Подготовка: педагог заранее находит в обстановке группы предметы и игрушки, на которые он будет обращать внимание детей, а также придумывает историю, связанную с ними.
Публикация «Игры в старшей группе» размещена в разделах
Ход проведения: педагог обращает внимание детей, например, на персонажа одной из сказок, который разместился в уголке и оказался несколько забыт воспитанниками, но интересен для рассматривания и придумывания интересной истории, связанной с ним. Педагог громко рассказывает придуманную заранее историю кому-то из детей для того, чтобы постепенно подключить к разговору и других воспитанников. Историю можно дополнять по усмотрению педагога.
Постепенно педагог обращает внимание и на другие составляющие группы, описывая их, акцентируя внимание на интересных особенностях. При этом расширяются представления воспитанников о составляющих группы, о многообразии игрушек, которые интересны и детям, и взрослым, и в которые можно вместе играть.
Педагог предлагает также интересные сюжеты для игр, инициирует детей дополнять их, при этом стимулируется их активность в совместной игровой деятельности на основе использования составляющих среды.
Итоги игры–беседы : педагог задает детям вопросы о том, какие игрушки и предметы они вспоминали, как можно с ними играть, по-разному применять, акцентирует внимание на тех идеях, которые выдвигали сами дети. Педагог спрашивает также о том, понравилась ли им игра, хотят ли они еще раз так поиграть в следующий раз.
ИГРА–БЕСЕДА
«Я творю в среде»
Цель: формирование гуманистических чувств и отношений в группе сверстников, навыков ведения диалога на основе использования составляющих предметно-игровой среды группы.
Необходимые материалы и оборудование: не требуется специального оборудования.
Организационный момент: педагог собирает детей в круг и спрашивает, какое у них настроение и почему. Постепенно разворачивается дискуссия, в ходе которой воспитанники подводятся к пониманию того, что нужно внимательно относиться к настроению друг друга, учиться замечать его и по возможности помогать улучшить.
Ход проведения: педагог обращает внимание детей на то, что одна из стен (например) группы пустует и ее можно превратить в «поляну настроений». Вместе с детьми начинается обсуждение того, как она будет выглядеть, что на ней будет располагаться. Все выдвинутые идеи обсуждаются.
Педагог занимает активную позицию при обсуждении, задает вопросы о том, каким образом они будут распределять обязанности при подготовке «поляны». Спрашивает о том, что было бы интереснее сделать тому или иному ребенку: кому-то клеить, кому-то разрабатывать проект, кому-то рисовать и вырезать, кому-то – лепить и т. д. При этом воспитатель подчеркивает то, что ему важно мнение детей, выражает похвалу, когда они выдвигают идеи. Педагог и дети совместно рисуют макет «поляны настроений», которая будет изготовлена в ближайшее время.
Итоги игры-беседы : педагог благодарит детей за участие и предлагает в следующий раз совместно сделать «поляну настроений» по разработанному макету, еще раз акцентирует внимание на ее значимости для воспитанников группы, а также говорит о том, что группа станет красивее, интереснее, когда «поляны настроений» будет готова.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Волшебные превращения»
Цель: развитие творческой активности детей, представлений о возможностях внесения дополнений, изменений в среду группы.
Необходимые материалы и оборудование: не требуется специального оборудования.
Педагог работает с мини-группами детей – 5–6 человек.
Ход проведения: педагог предлагает детям игровую ситуацию: «Я встретила волшебника, который решил создать группу для таких же, как вы детей, но ему нужен совет, потому что он пока не знает, какой она будет. В этой группе может быть все, что нужно и интересно детям! Посоветуйте, пожалуйста, волшебнику, что должно быть в этой группе, какие игрушки, предметы, какая мебель, какая обстановка. А я все запишу и передам ему!».
Если дети начинают затрудняться, то педагог задает наводящие вопросы типа: «А какого цвета там будут стулья?», «А где дети будут спать?», «Где будут у них храниться игрушки?» и т. п.
Если воспитанники начинают повторять ответы друг друга, педагог обращается с наводящими вопросами к тем детям, инициатива которых снижена, предлагает придумать что-то свое.
Педагог записывает ответы детей, а также предлагает им зарисовать некоторые предложенные составляющие среды или особенности расположения предметов в пространстве.
Данная ситуация позволяет также выявить интересы и предпочтения воспитанников в предметно-игровой среде, уровень их представлений о ее составляющих, степень активности и инициативности детей.
Ситуацию можно повторить, предлагая детям придумать территорию детского сада, музыкальный зал и пр. компоненты среды ДОУ.
Итоги: педагог хвалит детей, сообщает им о том, что обязательно передаст все их советы и идеи волшебнику, которому они наверняка очень помогут.
ИГРА-БЕСЕДА
«Предметы и игрушки нашей группы»
Цель: расширение представлений о составляющих предметно-игровой среды группы.
Необходимые материалы и оборудование: не требуется специального оборудования.
Предварительная работа: в течение недели с детьми проводятся наблюдения в среде группы, акцентируется внимание на оборудованных уголках, зонах в групповом помещении, отдельных игрушках, предметах, их особенностях (цвет, размер, материал, из которого изготовлены).
Ход проведения: педагог напоминает детям о том, как внимательно они изучили свою группу, задает разные вопросы типа «Что находится в правом углу группы?», «Как называется уголок слева от входа?», «Какие игры помещены в большом стеллаже?», «Почему природный материал находится в закрытых полках?» и т. п. Педагог также инициирует вопросы детей о том, почему интереснее играть в том или ином уголке, с теми или другими игрушками, а можно ли как-то по-другому использовать имеющиеся в группе предметы. Например, перевернуть стол и сделать из него космический корабль; использовать стул как кресло в салоне красоты и пр.
Педагог постепенно подводит детей к возможностям попробовать вместе разные варианты использования игрушек и предметов. Все идеи воспитанников одобряются и обсуждаются.
Итоги игры-беседы : педагог говорит детям о том, какая интересная у них группа, сколько в ней разных интересных предметов, игрушек, какие они имеют названия, что можно еще сделать в группе. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает всегда внимательно относится к предметам и игрушкам группы, вместе играть, придумывать разные варианты их использования, расположения в пространстве.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
«Как прекрасен этот мир»
Цель: формирование представлений у детей о возможностях внесения изменений, дополнений в среду группы совместно с педагогом.
Необходимые материалы и оборудование: фотографии, красочно иллюстрирующие летний отдых, крупное фото интересно оформленного уголка природы в детском саду.
Подготовка: педагог заранее приносит крупные фотографии, иллюстрирующие места летнего отдыха (пейзажи и пр.).
Организационный момент: педагог показывает детям фотографии, которые были сделаны в летнем путешествии, и начинает с ними обсуждение.
Ход проведения: педагог акцентирует внимание детей на особенностях природы, изображенной на фото (деревья, растительность, песчаные пляжи, горы и т. д., ее разнообразии; называет места, где сделаны фотографии; кратко рассказывает об основных маршрутах путешествий. После этого он начинает стимулировать активность воспитанников вопросами типа: «А в каких поездках вы были?», «Что видели?» и т. п.
После того, как дети расскажут о разных путешествиях, особенностях природы в разных странах, поделятся впечатлениями, педагог показывает крупную фотографию модернизированного уголка природы одного из детских садов. Обращает внимание воспитанников на то, что многие элементы были принесены детьми и воспитателями из дома после путешествий в разные города и страны.
После этого педагог вместе с детьми рассматривает составляющие их природного уголка, обсуждает их, рассуждает о внесении дополнений, стимулирует активность воспитанников в данном направлении. Просит совета детей о том, что можно поместить в природный уголок, как его сделать более интересным, красивым, предлагает также совместными усилиями сделать в группе «уголок туриста». Стимулирует активность воспитанников в данном направлении, задает много вопросов. Впоследствии в природный уголок совместно вносятся изменения и дополнения.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ
«Путешествие»
Цель: формирование благоприятного эмоционального фона взаимодействия в предметно-игровой среде ДОУ, развитие совместной коммуникативной и творческо-конструктивной деятельности.
Подготовка к игре-занятию: педагог заранее продумывает «план путешествия по островам группы» : на какие уголки он будет обращать внимание детей, как их назовет и т. п.
Необходимые материалы и оборудование: не требуется специального оборудования.
Ход игры-занятия :
Педагог: Дети! Сегодня в нашу группу прилетал волшебник, и поэтому она превратилась в Волшебную землю, на которой расположились разные острова! Знаете ли вы что такое «остров»?
(Дети собираются вокруг педагога и начинают рассуждать о том, что такое «остров». Педагог обобщает и корректирует ответы детей.)
Педагог: Дети! Раз наша группа превратилась в такую Волшебную землю, предлагаю вам отправиться в путешествие по ее островам! Вы готовы?
(Дети отвечают на вопрос педагога.)
Педагог: Это еще не все! Сегодня вы станете первооткрывателями островов нашей Волшебной земли!
Педагог вместе с детьми начинает «путешествие по островам», подводя их к разным уголкам или предметам группы, предлагает обратить на них внимание и дать название. Например, педагог обнаруживает «остров сокровищ» - место, где располагаются большие коробки с различными материалами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Педагог может предложить вместе украсить волшебные коробки, превратить их в волшебные сундуки.
Педагог и дети могут также обнаружить «книжный остров» с различными книгами и журналами. Воспитанники могут «навести порядок» на этом «острове» - разложить книги и журналы в определенном порядке, ненужное убрать и т. п. Постепенно педагог предлагает детям находить новые «острова» в группе, давать им названия и по возможности модернизировать.
Итоги игры-занятия : педагог спрашивает у детей, понравилось ли им «путешествовать по островам Волшебной земли», еще раз называет «острова», открытые воспитанниками, подчеркивает возможности для их преобразования в совместной деятельности.