Ксения Федорова
Детско-родительское взаимодействие «Игры Тераплэй»
▼ Скачать + Заказать документы
(выступление на ГМО психологов)
Здравствуйте! Я хочу познакомить вас сегодня с терапевтическим подходом под названием Тераплэй.
Тераплэй – терапия отношениями, основанная на детско-родительском взаимодействии, на спонтанном, созвучном общении с совместной регуляцией, которое формирует надежную привязанность, и ведет к улучшению социально-эмоционального здоровья.
Тераплэй относится к методам краткосрочной терапии (от 18 до 25 встреч по 30-45 минут раз в неделю)
В этом подходе используются простые контактные игры, которые можно разделить на 4 элемента: структура, вовлеченность, забота и вызов.
Публикация «Детско-родительское взаимодействие „Игры Тераплэй“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Структура. Цель структурирующих заданий – организация и регуляция опыта ребенка. Взрослый устанавливает ограничения, обозначает телесные границы, обеспечивает безопасность детей и помогает завершать последовательность заданий.
Вовлеченность. Цель вовлекающих заданий – установить контакт с ребенком в игровой и позитивной манере, поддержать его в получении удовольствия от новых впечатлений. Такие задания позволяют подстроиться под уровень возбуждения ребенка и модулировать его.
Забота. Цель заданий на Заботу – подкрепление идеи о том, что каждый ребенок достоин заботы. Задания на Заботу помогают успокаивать и регулировать тревожных детей и повышать их чувство самоценности.
Вызов. Цель заданий на Вызов – поддержка ребенка в том, чтобы он мог рисковать в соответствии с возрастом для развития чувства уверенности. Задания на Вызов также позволяют ребенку принять Структуру, Вовлеченность и Заботу, к открытым формам которых он может испытывать сопротивление.
Дети разных типов нуждаются в разных элементах.
Структура – для гиперактивных, неуправляемых, возбудимых, нуждающихся в контроле.
Вовлеченность – для детей с РАС, замкнутых, контролирующих.
Забота – для детей с пониженной саморегуляцией, агрессивных, гиперактивных, тревожных, демонстрирующих более взрослое поведение.
Вызов – для детей замкнутых, склонных к контролю.
Теперь я предлагаю поиграть.
Чек-ап (1-2 минуты)
Этот подход основан на здоровом, игровом взаимодействии родителя и ребенка. Поэтому сейчас объединитесь в пары и договоритесь, кто из вас будет играть ребенка, а кто взрослого. Задача взрослого – руководить игрой и поддерживать контакт с ребенком. По ходу игр вы будете меняться.
Итак, в подходе тераплэй есть ритуалы приветствия, их называют чек-апы, когда взрослый встречает ребенка и отмечает какие-то его особенности. Например, можно проверить, насколько у ребенка теплые руки или какие крепкие мышцы, заметить цвет глаз, посчитать пальчики или веснушки. (демонстрация) Взрослые, попробуйте поприветствовать своего «ребенка» подобным образом. Потом поменяйтесь ролями.
Поймай игрушку (1-2 минуты)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Поймай игрушку». Положите себе на голову мешочек с крупой или мягкую игрушку, возьмите руки «ребенка» ладошками вверх, придерживая их снизу, подайте сигнал и сбросьте игрушку прямо в руки «ребенку», наклонив голову. Каждый проговаривает инструкцию и обязательно эмоционально реагирует на успех «ребенка». (демонстрация) Поменяйтесь ролями.
Крем (3 минуты)
А теперь я предлагаю вам проявить заботу друг о друге. Возьмите крем и помажьте друг другу руки.
Башня из рук (2 минуты)
Какие у нас теперь стали мягкие ручки! Давайте объединимся по 3 человека и построим башню из рук.
Ласковые лапки (3 минуты)
Возьмите перышко. Прикоснитесь к ладошке «ребенка». Попросите «ребенка» закрыть глаза и прикоснитесь к другой части тела. «Ребенок» должен угадать, куда вы прикоснулись.
Лопни пузырь (3 минуты)
Надуйте мыльный пузырь и поймайте его на колечко/трубочку для пузырей. Предложите «ребенку» лопнуть пузырь какой-то определенной частью тела, например, пальчиком руки, ноги, плечом, локтем или ухом.
Побег из туалетной бумаги (3 минуты)
Обмотайте руки, ноги или всего «ребенка» целиком, и по вашему сигналу он должен освободиться из плена.
Передай движение (1-2 минуты)
Давайте все сядем в круг. Сейчас я буду делать какое-то движение, а ваша задача – передавать это движение следующему человеку по кругу.
Волейбол в кругу (2 минуты)
Встаньте все и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами будем подбрасывать воздушный шарик, не расцепляя руки, и наша задача – как можно дольше продержаться, чтобы он не упал. Я буду считать удары. Начинаем!
Прогноз погоды (1-2 минуты)
А теперь встаем друг за дружкой в паровозик. Соединяем круг, и сейчас мы будем рисовать друг у друга на спине прогноз погоды.
Эти игры можно использовать с детьми любого возраста, и индивидуально, и в группе, а особенно - при работе с семьей, в паре ребенок + родитель, на совместных занятиях. Также многие игры из этого подхода я использую в работе с детьми с ОВЗ: игры очень простые и веселые, детьми принимаются, помогают достаточно легко создать контакт с ребенком. В дополнение к играм предлагаю вам видеоматериалы, и буклеты, которые помогут еще больше узнать об этом методе.