Наталья Степаненко
Игры с родителями на родительском собрании
Работа с родителями - одно из труднейших направлений в работепедагога, так как требует разносторонней подготовки. Нужно быть не только грамотным специалистом, но и очень тонким психологом, чтобы найти путь, достучаться до каждого родителя. Так как от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку зависит и эффективность воспитательной работы воспитателя.
.
Каждому педагогу хочется видеть родителей учеников своими единомышленниками.
Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы - их друг и помощник.
Публикация «Игры с родителями на родительском собрании» размещена в разделах
Очень важно использовать в своей работе разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей пепедагога. Это как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.
Все эти формы и методы должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Но какой бы способ общения Вы не выбирали, самым первым и наиболее больным - является родительское собрание.
Родительское собрание очень волнительно как для педагога, так и для родителя.
«Опять это родительское собрание!» Именно так воспринимают новость о предстоящем родительском собрании большинство родителей, да и педагогов тоже.
Как сделать родителей активными участниками собрания?
На помощь придут игры и игровые ситуации, которые можно провести на родительских собраниях. Они помогут родителям более непринужденно выполнять сложное задание. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Игра, тренинговое упражнение имеет определенные преимущества перед другими формами работы.
Во-первых, игра снижает эмоциональное напряжение, что уже очень важно для дальнейшего диалога.
Во-вторых, педагог оказывается в роли соучастника процесса, а не авторитетного взрослого и выводы делают сами родители, а не педагог, что существенно повышает уровень ответственности за собственные выводы.
В-третьих, игра дает возможность участникам проявить свои личностные особенности в обезличенном формате, как будто это говорится не про меня лично, а про «такого» родителя;
В–четвертых, такие мероприятия хорошо мотивируют на дальнейшую индивидуальную работу с психологом тех, родителей, которые на собрании лишь наблюдают и не решаются проявлять активность в силу своей нерешительности и скромности.
Игры можно использовать для избегания монотонности или при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы.
А если еще в ходе игры участники получают возможность задуматься над сложными вопросами воспитания и взаимоотношения с детьми, сделают какие-то выводы, начнут анализировать поведение участников во время игры, рассуждать, это ли не главная цель нашего с родителями взаимодействия. Значит и воспитательная роль мероприятия значительно возрастет.
Однако, это не означает, что игрой можно заполнить все время родительского собрания. Теоретический и рекомендательный материал все равно подать необходимо.
Хочу познакомить Вас с некоторыми игровыми ситуациями которые позволят превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Упражнение «Я в лучах солнца».
- Я предлагаю вам сделать рисунок под названием «Я в лучах солнца». В центре круга напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным качествам в вашей характеристике. Нарисуйте лучи, на которых напишите ваши качества. Для того что бы вам было легче вспомнить качества вы можете использовать список слов. Положительные качества нужно рисовать красным карандашом, а отрицательные — синим.
На доске вывешивает список слов, помогающих родителям отвечать на вопросы.
Список слов:
Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
- Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи. Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя. Красными лучами отмечались положительные качества: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как «холод» и мешают общению.
На доске появляется «Я»
Упражнение «Волшебный стул»
- Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем других людей с его собственным представлением о себе.
- Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на доске (см. вышеИмя, ты ….).- Волшебный стул высвечивает только положительные черты личности того, кто на нем сидит. Присутствующие могут называть только положительные свойства: качества, черты характера.
- Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (ДА, я такой.).
Обсуждение:
- Какие испытывали трудности?
- Кого трудней оценивать — себя или других?
- Что нового ты узнал о себе? Были ли 100% совпадения?
Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том,как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди. Как они воспринимают нас. И в этом нам помогают именно те, кто находится рядом и кому каждый из нас может сказать «Ты» - потому, что он нас хорошо знает.
На доске появляется «Ты»
Упражнение «Все мы чем-то похожи.»
Инструкция. Работать будем в группах. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например:
«У каждого из нас есть дочь, сын.»,
«У каждого из нас ее мягкая игрушка.»,
«Любимый цвет каждого из нас — синий.»,
«Мы все очень любим макароны.»,
«Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», и так далее.
У вас есть пять минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
- зачитываем списки! Определяем победителя.
Анализ упражнения:
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех родителей?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех родителей?
— Нравится ли вам быть похожим на других или вы предпочитете от всех отличаться?
На доске появляется «Мы»
МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ
Участники встают, выполняют действия на слова ведущего:
Вместе мы одна семья: я, ты, он, она.
Вместе нам грустить нельзя.
(на эти слова участники идут по кругу)
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева…
Ролевая игра «УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА» :
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ученика, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там учительница ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т. д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
• «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т. д. ;
• «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т. п.);
• «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т. п.);
• «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т. п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
РЕФЛЕКСИЯ:
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам» :
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы вы для себя сделали?
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «В детстве можно…» Если кто-то из игроков не согласен, подает звуковой сигнал (хлопает в ладоши). Предлагается другой вариант. После того, как все участники высказались, ведущий предлагает продолжить предложение: «В детстве нельзя…» Игра проводится аналогично.
«НАПИШИТЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ»
Педагог предлагает родителям выполнить задание : написать левой рукой, если ведущая правая, фразу: «Мы любим своего ребенка» Затем предлагается проанализировать, какие ощущения возникли во время выполнения упражнения, анализируется трудность выполнения упражнения и сравнивается с несформированными навыками ребенка, как трудно учиться новому.
Ролевая игра «МАШИНКА»
Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.
Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).
Описание и ход игры : участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий - «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».
Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?
Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».