МААМ-картинки

Игры с правилами и их развивающее значение

Хапаева Лариса Борисовна
Игры с правилами и их развивающее значение

Игра с правилом, так же как и сюжетная, является неотъемлемой частью детской жизни. Это традиционный вид игры — многие подобные игры передаются из поколения в поколение. При этом, несмотря на огромное разнообразие игр с правилом, их отличает единство структуры, сохранение базовых элементов. Игра с правилом является важнейшим средством развития личности ребенка. Но чтобы способствовать общему личностному развитию дошкольников, она должна стать самостоятельной деятельностью дошкольников. Напомним, что самостоятельность и инициативность детей являются отличительными признаками всякой игры, отделяющими ее от учебных занятий. Для того чтобы игра с правилом стала самостоятельной деятельностью дошкольников, они должны освоить ее специфические характеристики.

Публикация «Игры с правилами и их развивающее значение» размещена в разделах

Специфические характеристики игры с правилом наиболее ярко выступают при ее сравнении с сюжетной игрой. Относительно связи ролевых игр и игр с правилами в онтогенезе существуют разные позиции. Так, согласно Д. Б. Эльконину, развитие игры в дошкольном возрасте идет по линии разворачивания игровой роли как единицы игры. Этап предметной игры — это подступы к роли, ролевая игра — ее расцвет, игра с правилом — сворачивание роли до чистого правила. С этой позиции игра с правилом вытекает из ролевой, и данные виды игры имеют единую логику развития.

Однако другие авторы утверждают, что сюжетная игра и игра с правилами не обязательно находятся в отношениях преемственности и что появлению игры с правилом предшествует сюжетно-ролевая (Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова). Пиаже показывает, что каждый вид игры представляет собой качественно особое образование и не порождается предыдущим видом[1]. Специальный анализ[2] показывает, что развитие сюжетно-ролевой игры не является основной причиной, порождающей игру с правилами. Из этого следует, что различные виды игры имеют независимые линии развития, которые сосуществуют, а не сменяют друг друга.

Прежде всего, игра с правилом — это всегда совместная деятельность, с необходимостью предполагающая партнеров. В отличие от других видов деятельности дошкольника (режиссерской игры, продуктивной деятельности, экспериментирования, она не может осуществляться индивидуально. Ее суть и содержание состоят в особом характере взаимодействия.

Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами. Конечно, в сюжетной игре тоже есть правила (как должен вести себя тот или иной персонаж, но в игре с правилом они принципиально другие. В сюжетной игре правило связано с личным представлением ребенка о разыгрываемой ситуации и каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла, сюжета и роли. Это понимание весьма приблизительно и может меняться в процессе игры. В сюжетной игре правила заключены (спрятаны) в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Это скорее обобщенное представление о том, как должен вести себя тот или иной персонаж в условном пространстве.

В игре с правилом действия участников совершенно реальны и однозначны. Правила имеют формализованный, осознанный характер, независимо от того, имеют ли они договорной характер или берутся в готовом виде. В играх с правилами правила не допускают субъективных интерпретаций. Они обязательны для всех участников игры.

Еще одно важное отличие игр с правилами от сюжетных заключаются в том, что в них всегда есть заранее заданный результат, т. е. выигрыш. Сюжетная игра не имеет конечного результата (в этом ее преимущества и особенность). Развертывание сюжета имеет поступательный характер, может продолжаться бесконечно, а может прерваться в любой момент. Момент завершения игры зависит от желания играющих. В игре с правилом есть совершенно определенный, заданный результат. При этом важен не сам результат, а его соотнесение с результатом других, т. е. выигрыш, определяющий первенство одного из играющих. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры. А это означает состязательный характер игры и совсем другие отношения между играющими: уже нс сотрудничество, а соревнование, конкуренция.

Выигрыш означает окончание цикла игры, после которого начинается следующий цикл. Таким образом, игра с правилом связана с повторяемостью, цикличностью этой деятельности. Продолжение игры есть повторение игрового цикла, который вновь завершается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий всеми участниками — также важная особенность этой деятельности.

Выигрыш является центральным, наиболее специфическим моментом игр с правилами. В нем сосредоточены, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у кого-то, с другой — цикличность, повторяемость действий. Правила уравнивают всех играющих, а повторяемость дает возможность успеха для каждого. Именно выигрыш придает непредсказуемость, неожиданность, что определяет игровой характер этой деятельности. Именно он создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный азарт.

Наличие выигрыша отличает игру с правилами не только от сюжетной игры, но и от дидактической, хотя там тоже есть правила и конечный результат действий.

Игра с правилом всегда коллективная и требует от участников принятия и соблюдения обязательных для всех правил.

Публикации по теме:

Дидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 летДидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 лет Развиваемся - играя» (игры с бельевыми прищепками, и их значение в развитии детей 2-3 лет). Данную картотеку подготовила для вас: Воспитатедь.

«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов«Развивающее значение пазлов». Консультация для педагогов В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Дети очень любят собирать пазлы. Какие.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка»Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА" Игра является одним из самых важных занятий ребёнка. Игра для ребёнка.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Развивающее пособие «Балансирующие блоки». Новые варианты игрыРазвивающее пособие «Балансирующие блоки». Новые варианты игры "Чтобы ловким быть и внимательным - надо ручки занять обязательно. Чтоб в меру усидчивым стать - надо волю свою закалять!" /из бесед с.

Развивающие игры и их значение для детейРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с правилами и их развивающее значение
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 15:48
+198Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД