Иванова Алина Алексеевна
Игры с мелкими предметами для развития мелкой моторики и мышления
▼ Скачать +Заказ
Как показывает опыт, и игры с мелкими предметами выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Публикация «Игры с мелкими предметами для развития мелкой моторики и мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Уже в классику вошло утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка с ОВЗ и развивает мышление. И всем известны слова М. М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Ведь игры с мелкими предметами – это лишь инструмент. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.
В чем же суть игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат?
Оказывается, важен не факт проведения игр и упражнений, а то, какие упражнения и как проводятся с ребенком. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет! И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!
Итак, вывод.
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день. Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.
Советы для развития мелкой моторики :
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для обучающихся с СВЗ, поэтому не должны быть длительными.
• Они должны проводиться в игре, чтобы ему было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
• Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
• Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
Упражнения и игры с мелкими предметами для развития мелкой моторики
1. Игры с пуговицами : сортировка, узор из пуговиц, прододить ряд, украсить предметы
2. Игры с пищевыми продуктами, например, изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите ребенку украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована! Также можно выложить ингридиенты на тесто для пиццы
3. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала ребенок учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
4. Упражнения с бумагой:
а) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
б) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал ребенок. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
5. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
6. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите правильный способ выполнения этого упражнения. Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь.
Сортировать можно по цвету (если перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую). Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
7. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
8. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять: захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет; придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали; в конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
9. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
10. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом распилить на части, получаются разноцветные трубочки. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок и даже макоронные изделия с дырочками.
11. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы : кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т. д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
12. Игры с крупами и природным материалом (горох, фасоль, манка, пшено, каштаны, песок, шишки, камешки, ракушки, листья и т. д.) В тканевый мешочек сложите разные на ощупь игрушки и предметы. Это могут быть игрушки от киндер сюрпризов, пуговицы, деревянные кубики, части конструктора, природный материал (желуди, шишки, фасоль). Сначала предметов должно быть не очень много, чтобы ребенок не растерялся. Я рекомендую перед началом игры рассмотреть и потрогать с ребенком все предметы. Играть можно следующим образом: попросить просунуть ручку в мешок, взять предмет и, не вытаскивая назвать его (подсматривать тоже нельзя) или вытаскивать предметы из мешочка по заказу.
13. Выкладывание по определенному направлению : дорожку, геометрические фигуры, изображение предмета (можно произвольно, можно по начерченному на листе бумаге контуру) из мелких предметов.
14. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх)
15. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной).
16. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
17. Работа с мозаикой: ставить пластинку в любое отверстие мозаики; выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается; выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный); составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте; выложить по образцу; выложить по схеме (рисунку); выложить по описанию (пример, выложи домик, у которого будет видна одна стена, треугольная крыша, и два окна); выложить самостоятельно, опираясь только на название предмета (пример, выложи жука).