ОКСАНА ЛЕОНОВА
Игры с кругами Луллия как способ познания дошкольниками окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель работы с кругами Луллия :
освоение способа познания мира.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
формируют понятие «признак», знакомят с именами признаков;
учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
развивают навыки фантастического преобразования объектов;
формируют способность увидеть суть проблемы.
Типы тренингов:
«Найди реальное сочетание»;
«Объясни необычное сочетание»;
Темочки:
«Придумай фантастическую историю или сказку»;
«Реши проблему».
Авторы методики:
Лелюх Светлана Викторовна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с приоритетным осуществлением ин-теллектуального развития дошкольников № 277 "Золотой ключик", руководитель Методического Центра "ТРИЗ для дошкольников". г. Самара, Россия.
Сидорчук Татьяна Александровна, заведующий кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 24 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, медалист РАН (медаль Яноша Корчака, кандидат педагогических наук.
г. Ульяновск, Россия.
E-mail : sidlj@mv.ru
Хоменко Николай Николаевич, профессор Страсбургского университета, координатор Международного образовательного проекта «Джонатан Ливингстон», Мастер ТРИЗ
г. Торонто, Канада
E-mail : nikolai.khomenko@gmail.com
Сайт: https://volga-triz.ru/
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (XIVв., Италия) и получила название «Круги Луллия».
Сочетание элементов
в кругах Задания
Объекты с объектами «Найди, чем похожи»;
«Больше - меньше»;
«В какой сказке есть оба героя?»….
Природные объекты с характерными признаками класса «Найди, что растет»;
«Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»
Объекты с частями «Чья это часть?»;
«Где у данного объекта такая часть?»….
Объекты и материалы «Найди объект, сделанный из этого материала»;
«Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например: стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т. д.
Части с частями «Если соединить вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»…
Объекты со знаками:
Буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами «Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра»;
«Где в изображении объекта спряталась цифра?»;
«Есть ли эта буква в названии объекта?»;
«Как будет называться объект, если его первой буквой станет…»;
«Придумай дело для объекта, которое начинается на букву.»;
«Какая служба спешит на помощь?»
(Сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб);
Знаки со знаками «Придумай задачку с этими числами»;
«Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»;
«Составь двухзначное число»;
«Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы»;
«Сложи слоги»;
«Сложи слово из слогов, придумай ему значение»;
Объекты со свойствами: Сказочные герои с характерами; природные объекты с характерными признаками класса «Найди то, что растет»;
«Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»;
«В какой сказке герой с таким характером?»;
«Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер»…
1-й круг- картинки сюжетов из знакомых сказок;
2-й круг- изображение любых объектов из этих же сказок;
3-й круг- схемы волшебных преобразований «Посмотри, из какого литературного произведения оказался сюжет под стрелкой»
(«Красная шапочка» Ш. Перро).
Вспомни героев сказки; найди предмет из нее (корзинка); подбери волшебника (волшебник объединения).
(Волку добавлено свойство говорить.)
«Раскрути круги и посмотри, какое сочетание получилось». Картинка с сюжетом из английской народной сказки «Три поросенка» совпала с объектом материального мира (сковорода из сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского) и схематичным изображением волшебника. Уменьшения: как поможет поросятам волшебная сковорода справиться с волком?
1-й круг- картинки с изображением мест действия из различных сказок
(болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада);
2-й круг- дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет».
(Герой- черепаха Тортила, живет в болоте.)
«Посмотри: сюжет из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия».
(Гуси- лебеди обитают в лесной избушке.)
На 1-м круге картинки с изображениями героев литературных произведений.
На 2-м круге схематично обозначены черты характера героев или свойства предметов «Объедини героя с его основным свойством, чертой характера».
(Ворона из басни «Ворона и лисица» - тщеславная; старуха из сказки «Золотая рыбка»- скупая. И т. д.)
«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой?
Перечисли черты его характера.
Объедини героя с новой чертой характера.
Расскажи, как изменится сказка».
(Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым)
На 1-м круге картинки с изображением частей суток, времен года;
2-й круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев «Выбери героя. Вспомни название сказки и определи время происходящего»
(Приключения Буратино происходят летом.)
«Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Расскажи о действиях героя в другом времени».
(Действие сказки «Дюймовочка» происходят зимой.)