Токбаева Дана Муаедовна
Игры с дидактическими задачами в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
Публикация «Игры с дидактическими задачами в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
«Что сделано человеком?»— спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос : «Что создано природой?»
В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.
А ЕСЛИ БЫ.
Дидактическая задача. Воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Игровые правила. Получив камешек, можно назвать только один вид транспорта. Повторять названное нельзя.
Игровые действия. Кто ошибся, тот будет в конце игры выполнять разные действия по заданию играющих.
Ход игры. Воспитатель начинает игру таким вступлением:
— Решили как-то ребята из детского сада отправиться в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по-разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый вид транспорта, повторяться нельзя.
Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих какой-нибудь предмет (камешек, желудь, кубик). Получивший его говорит, куда бы он отправился и на чем, и передает предмет рядом сидящему участнику. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и др.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие. Шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр,
ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.
Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры :
— Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает»,— и тоже под ним ног. руки. «Дом летает?»—спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
КРАСКИ» Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровые правила. Краски выбирают себе по желанию сами участники. Тому, кто затрудняется выбрать себе краску, помогает это сделать хозяин. Нельзя выбирать одинаковые краски. Все краски должны быть разными. Если водящий называет такую краску, которая есть среди играющих, он ее уводит к себе домой.
Игровые действия. Диалог хозяина с ведущим; прыжки «на одной ножке по дорожке», если такой краски нет.
Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками.
Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Название краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в дверь и говорит:
— Тук, тук!
Хозяин просыпается, встает и спрашивает:
— Кто там?
— Сенька Попов!
— За чем пришел?
— За краской! .— За какой?
— За синей!
Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит: ,
— Такой у нас нет!
А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:
Пойди по синенькой дорожке,
Найдешь синие сапожки,
Поноси, поноси
И нам принеси!
Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор.
Если краска, которую просит Сенька, есть, он уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.
кто ты?
Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово.
Игровое правило. Вставать надо только после того, как названа роль.
Игровые действия. Играющие встают, кивают головой, как только названа его роль.
Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и т. д.
Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен стать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.
Вначале нужно рассказывать медленно, в определенных местах делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребенок должен быть особенна внимательным.
Примечание. По типу этой игры можно проводить и другие игры, на-пример: детям даются названия различных цветов, фруктов. В свой рассказ воспитатель включает их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, могут покружиться и т. д.
И Я. (Народная игра)
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, выдержку, чувство юмора.
Игровое правило. Можно добавлять предложения в рассказе воспитателя только двумя словами: «и я». (Быть внимательным.)
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры :
— Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, произносить их не надо (кто произнесет, тот заплатит фант).
Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке.» Дети: «И я».
— Рву цветы, ягоды.
— И я.
— По дороге попадается мне наседка с цыплятами. (Дети молчат.)
— Они клюют зернышки. (Дети молчат.)
— Гуляют на зеленой полянке.
— И я.
Вдруг налетел коршун. (Дети молчат.)
Цыплята и наседка испугались. (Дети молчат.)
И убежали.
— И я.
Если кто-нибудь не вовремя произнесет слова «и я», это вызовет смех у детей, а ребенок, поспешивший с ответом, заплатит фант.
Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего.
ГДЕ МЫ БЫЛИ, НЕ СКАЖЕМ* Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игровое правило. Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.
Игровые действия. Имитация трудовых действий, отгадывание, жеребьевка.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.
Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,— и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют.
Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.
НАОБОРОТ
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над — под, внутри — снаружи, дальше — ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый — левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила. .» — «. .книжки, тетради, портфель»,— продолжают дети.
СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ
Дидактическая задача. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Игровое правило. Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.
Игровое действие. Правильно ответивший участник игры точно бросает мяч любому играющему.
Ход игры. Воспитатель говорит:
— Придумайте слово со звуком а (бросает мяч любому из играющих).
Ребенок отвечает:
— Шапка,— и бросает мяч следующему играющему. И т. д. Педагог называет другой звук, а дети вспоминают слова
с этим звуком. Тот, кто не может быстро назвать слово или назвал слово, в котором нет нужного звука, платит фант.
Эти игры проводятся как часть занятия по развитию звуковой культуры речи.
КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ
Дидактическая задача. Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Игровые правила. Начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до 10.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он говорит:
- Дети, сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Я буду называть число, а вы будете считать дальше до К). М. -ифимер, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как Лена будет считать?
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
— Правильно, говорит воспитатель и, бросая мяч другому играющему, называете любое другое число.
Усложнение может быть таким: воспитатель предупреждает детей.
— Дети, будьте внимательны! Я могу бросить мяч следующему му играющему раньше, чем вы досчитаете до 10, и сказать ему: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре»,— и кидаю мяч Вове. Он считает до восьми, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять».
Еще одним вариантом этой игры может быть игра «До и после». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти, т. е. один, два, три, четыре. Если воспитатель скажет: «После пяти»,— дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь, девять, десять.
Игра должна проходить в быстром темпе.
БЫЛО — БУДЕТ
Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
Игровое правило. Отвечать на слова стихотворения можно только словами: «есть», «было», «будет».
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится: Стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например:
Идет бычок, качается, — Ой, доска кончается,
Вздыхает на ходу: Сейчас я упаду!
Дети говорят: «Качается»— это сейчас, а «упаду»— это еще будет».
Или:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Дети говорят: «Уронили»— это было, «не брошу»— это будет».
Затем воспитатель объясняет правила игры :
— Дети, я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех: «есть», «было» или «будет» — тем, которое подходит по смыслу. Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, дети отвечают.
Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть», «было» или «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.
— «Будет»,— говорит воспитатель. — Что можно придумать к этому слову?
— Я буду учиться.
— Я буду пионеркой.
— Мы поедем к бабушке,— отвечают дети.
— Правильно. Это все будет с вами в будущем. Теперь
давайте поиграем. Когда я произнесу слово, вы все готовьтесь отвечать, но ответит лишь тот, кому я брошу мяч.
— «Есть»,— начинает воспитатель и после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих.
— Я сижу.
— Я читаю.
— Мы рисуем.
— Мы занимаемся. И т. д.
Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.