Елена Волкова-Лантухова
Картотека «Игры с буквами и звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемые игры и игровые упражнения можно использовать для коррекции и развития фонематического слуха; закрепления изучаемых звуков и букв, звуко-буквенного анализа и синтеза; автоматизации поставленных звуков и дифференциации смешений.
Кто внимательный?
Взрослый называет слова с изучаемым звуком и без него. Группа повторяет их, на слух определяет, есть ли в этих словах изучаемый звук или нет. Если есть – повторяют его и хлопают в ладоши, если нет – поднимают руки вверх ладонями.
Отгадай звук
Публикация «Картотека „Игры с буквами и звуками“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Водящий выходит из помещения, группа загадывает звук. Когда водящий входит, ему называют слова, в которых есть этот звук. Водящий внимательно слушает слова и называет задуманный звук. В случае правильного ответа он сам выбирает следующего водящего.
Гласные и согласные
Взрослый называет гласные и согласные звуки. Если звук гласный – группа повторяет его и хлопает в ладони, если согласный – повторяет и поднимает руки вверх ладонями.
А ну-ка, сосчитай!
Взрослый читает стихотворение, а дети подсчитывает количество слов с изучаемым звуком.
Цепочка
Это игровое упражнение позволяет закрепить не только произносительные навыки, но и определенные синтаксические конструкции, модели, падежные формы. Например, если закрепляется произношение [Р], то педагог начинает: «У меня есть рыба» и с вопросом «А у тебя?» обращается к ребенку. Ребенок отвечает: «У меня есть робот» и с вопросом «А у тебя?» обращается к следующему ребенку и т. д. совершивший ошибку в произношении звука или неверного подбора слова дополнительно составляет еще несколько предложений.
Кто больше?
Группа детей делится на несколько команд и затем проводится соревнование между ними. Представители команд поочередно называют слова с изучаемым звуком, а взрослый подсчитывает количество слов и определяет победившую команду.
Запомни и повтори
На доске висят изображение предметов, в названии которых есть изучаемый звук. Группа за одну минуту запоминает картинки, а взрослый убирает изображения и просит назвать запомнившиеся предметы. Возможные варианты:
Взрослый загадывает про себя один из предметов – дети отгадывают, задавая наводящие вопросы: «Это стул? Сумка?»
Назначается ведущий, который загадывает предмет, а группа отгадывает. Отгадавший становится ведущим и сам загадывает предмет и т. д.
Ушки на макушке
Взрослый предварительно объясняет детям выражение «ушки на макушке» и называет слова с изучаемым звуком. Дети группы по одному повторяют их. Затем педагог предлагает детям внимательно послушать друг друга и назвать имена детей, которые правильно произносят изучаемый звук и имена тех, которым еще надо поработать над произношением. В конце упражнения взрослый называет самого внимательного «зайчика».
Кто знает, пусть продолжает
Взрослый перечисляет слова с изучаемым звуком, затем останавливается и говорит: «Кто знает, пусть продолжает». Дети продолжают перечисление. Победителем объявляется тот, кто закончит перечисление.
Слушай и смотри – быстро говори
Педагог показывает группе карточку с согласной буквой и называет гласную. Группа хором произносит получаемый слог. Упражнение можно проводить в форме соревнования.
Рассыпанные буквы
На доске вразброску располагаются буквы, из которых состоит определенное слово. Задача детей собрать буквы и угадать слово.