Юля Горн
Игры звуками, или Творческое исследование в ОО «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ ЗВУКАМИ ИЛИ ТВОРЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Горн Ю. П.
МАДОУ№30
г. Североуральск, п. Калья
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, развивать активную, ищущую личность. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, современных технологий, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Публикация «Игры звуками, или Творческое исследование в ОО „Музыка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать НОД праздником? Как легко и ненавязчиво рассказать детям о самом главном - о том, как прекрасен этот мир и развить способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и избежать пассивности?
Одной из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через него основ музыкального искусства, являются игры звуками - творческие исследования. (разработчик идеи является В. Келлер, сподвижник и коллега К. Орфа) В музыкальном образовании экспериментирование со звуковым материалом развивает у дошкольников инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетенции. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Изучают звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов. Исследуя различными способами получение звука дошкольники приобретают навык игры на инструментах. У детей развивается тембровый и звуковысотный слух.
Эксперименты проводятся в поисках звуков города, посёлка. Мы видим и слышим, как едет снегоуборочная машина и расчищает дорогу. И не представляем, что этот звук может стать музыкой, нужно только постараться его услышать. Найти ассоциации мы можем при работе со звуками природы. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, огонь…А как звучит ночь никто и не задумывался. А она переливается бархатно-чёрными звуками рояля и искрится звёздным дождём колокольчиков. Шелест листьев в ночи мы воспроизведём шуршанием бумаги (газета, гофрированная бумага, картон). А вот наступило утро, и мы вдыхаем пробуждение природы. Здесь из обычного металлофона рождается «разговор цветов», а звуки треугольника исполняют танец росинок.
Раскрытие секретов разнообразия мира звуков детям дошкольного возраста должно придерживаться системы работы со звуком.
Цель: развитие познавательной активности дошкольника в процессе анализа различных звуков.
Сформировать у детей дошкольного возраста понятие «звук», дать
представление о его характеристике – громкости, тембре, длительности.
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Выявить причины усиления и ослабления звука.
Развить фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
Этапы работы:
1. Исследование свободного изучения вне регулярного метра и ритма.
Первоначальные инструменты для звуковой игры - это голос, звучащие жесты, шумовые инструменты. Игра «Послушай себя» позволяет детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель первой ступени развития.
2. Импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах.
На данном этапе развития дети учатся определять что звучит, различать шумовые и музыкальные инструменты, понимать причины возникновения звуков. («Почему всё звучит?», «Как появилась песенка?») Далее детям следует объяснить причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания их от размера(«Почему мышка пищит, выявить особенности передачи звука, причины происхождения высоких и низких частот («Почему комар пищит, а шмель жужжит) Экспериментирование в области коммуникации: дидактические игры «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился», "Какой звук лишний?".
3. Творческое комбинирование выразительными средствами музыки
Ненавязчиво предложите детям весёлую игру. «Ребята, как вы думаете, что может наша деревянная весёлая коробочка сообщить чудесным утром хмурому неразговорчивому маракасу?»- участие в музыкальном диалоге дети дополнят мимикой и пантомимой.
4. Импровизация на шумовых инструментах на фоне игры педагога –переходная форма от игр звуками к игре в заданной структуре.
5. Ритмодекламация - синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
6. Графическая запись.
Главная цель работы с графической записью заключается в побуждении детей придумывать символы, создавать на их основе партитуры и озвучивать свои сочинения.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы подтолкнуть детей к этому увлекательному занятию. Простимулировать можно вопросом типа: «Как можно записать громкое звучание треугольника? А нежную игру колокольчика?» Опыт графической записи дети приобретут, создавая собственные версии.
Организованный в группе центр развития «Волшебный звук», оснащё нный необходимым оборудованием: самодельными шумовыми музыкальными инструментами (шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки, а также внесённые детские музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей, рекомендованные программой МАДОУ послужат закреплению изученного материала, совершенствованию знаний и умений воспитанников.
Данная система работы даё т следующие результаты:
дети усваивают музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний.
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Литература:
1. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.
2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
3. Девятова Т. Н. Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Издательство:Линка-ПрессISBN :58200509 2006г.
4. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки. вып. 1. Игры звуками :Учебно-методическое пособие. СПб. :ЛОИРО,2003.-100с.