Алсу Ибрагимова
Игры, раскрывающие таланты ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Красивый, цветущий ребенок — тот, у которого гармонично развиваются все способности.
Вот почему мы считаем полезным закончить эту книгу немного своеобразной главой. Вы в ней найдете серию простых игр, направленных на развитие пяти чувств вашего ребенка и, кроме того, сноровки, художественного вкуса, музыкального слуха.
Эти игры имеют еще одно преимущество — для матери они идеальное средство познания собственного дитя. В играх раскроются дарования ребенка, а может быть, и недостатки, о которых вы не подозревали. Помогая ему преодолевать некоторые детские слабости, вы сможете его избавить от больших жизненных трудностей. Ребенок, хорошо приспособленный к жизни, счастлив и удачлив.
Публикация «Игры, раскрывающие таланты ребенка» размещена в разделах
Оттачивая его ощущения, восприятия, вы сделаете ему бесценный подарок: дадите возможность осознать и оценить все прекрасное и окружающем его мире. Может быть, вы пробудите в нем артистическое дарование, которое станет источником его радости на всю жизнь.
«Справа» и «слева»
Понятия «правый» и «левый» относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Сколько взрослых прибегают к различным трюкам, чтобы не путать их!
Но это абсолютно необходимые понятия, и нужно, чтобы ребенок постиг их как можно раньше. Не бойтесь повторять упражнения: автоматизм в определении «право- лево» приобретается в результате длительных тренировок.
Ребенок, не умеющий различать, где право, а где лево, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом. Он будет путать направление, то есть плохо ориентироваться в пространстве, и, следовательно, лишится ловкости, непринужденности, что, в свою очередь, приведет к неуравновешенности и трудностям в адаптации.
С восемнадцати месяцев вы можете постепенно приучать малыша к понятиям «правый» и «левый». Например, одевая его, говорите: «Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку», — и сжимаете его правую руку. «А теперь дай левую руку», — и вы берете его за левую руку, но не сжимаете. И так далее. Всегда сжимайте то, что справа (цель — соединить чувства; ребенок будет вспоминать, что «право» — это то, что сжимают). Начиная с трех лет заставляйте его повторять после вас слова «правая» и «левая», сопровождая это жестами. Вы показываете движение, ребенок вам подражает.
Он говорит «вправо» и вытягивает руку вправо.
«Влево» — и вытягивает руку влево.
Топает правой ногой.
Топает левой ногой.
Показывает свое правое ухо.
Показывает свое левое ухо.
Показывает правый глаз.
Показывает левый глаз.
Кладет на голову правую руку.
Кладет на голову левую руку.
Когда эти движения отлично усвоены и выполняются автоматически, вы можете усложнить упражнения. Вместо того чтобы давать команду словами «право», «лево», вы ее даете двумя различными звуками, о которых предварительно договорились с ребенком.
Например, вы ударяете по кастрюле — ребенок отводит руку вправо, топает правой ногой. Вы ударяете по деревяшке — ребенок отводит руку влево, топает левой ногой.
Полноценное видение
Эти упражнения научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание.
1. Что-то лишнее (с четырех лет).
Положите на стол пять различных предметов (например, книгу, куклу, мяч, платок, бутылку). Попросите ребенка внимательно на них посмотреть и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Посмотрев снова, ребенок должен сказать, что изменилось. Можно доводить количество предметов до десяти.
Внимание! Ребенок должен не считать предметы, а увидеть, какой отсутствует или появился дополнительно.
2. Что изменилось? (с четырех лет).
Положите на стол несколько предметов: три-четыре, если ребенок маленький, и до десяти, по мере того как он становится старше. Пусть внимательно на них посмотрит и выйдет из комнаты. Переставьте предметы и попросите ребенка сказать, какие из них не на месте.
3. Необычный предмет (с четырех лет).
Оставьте в комнате предмет, которого обычно здесь не бывает (кастрюлю из кухни, полотенце из ванной комнаты). По мере того как ребенок вырастет и становится искусным в этой игре, берите все более мелкий предмет и кладите его в укромные места.
ребенок вырастает.
4. Чего не хватает? (с пяти лет).
Нарисуйте лицо, в котором недостает какой-нибудь детали. Ребенок должен это обнаружить и дорисовать. Начинайте с чего-то явного, например глаз. Потом услож-няйте упражнение, не дорисовывая все более мелкие детали: брови, ресницы, веки и так далее. Можно делать то же самое, рисуя зверей.
5. Что ты видишь? (с пяти-шести лет).
Предложите ребенку посмотреть на предмет, а потом
описать его. Вначале укажите на большую вещь и попросите ребенка дать общее описание : «Это кресло, оно красное с голубыми цветами, на четырех ножках, у него квадратная спинка.». Потом показывайте все более мелкие предметы и заставляйте ребенка описывать их все более тщательно. «Это лист дерева, у него кружевные края. Он зеленый, у края листа цвет светло-зеленый. На листе видны прожилки. В правом углу маленькая дырочка. Хвостик листа длинный, гладкий.».
Это прекрасное упражнение развивает наблюдательность, и главное — учит ребенка сосредоточиваться (все дети очень рассеянны, что поможет ему успешнее учиться в школе. Наконец, ребенок овладеет искусством анализировать.
Внимание! Это упражнение начинайте делать с 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время. Можно доводить наблюдения до 5 минут.
6. Откуда ветер? (с пяти лет).
Ребенок держит лист тонкой бумаги. Вы дуете на лист сначала справа, потом слева. Покажите ребенку, как лист наклоняется. Покажите в саду, в лесу, в парке, как определить, откуда дует ветер, наблюдая за склоняющимися ветвями деревьев, кустов.
7. Тень и свет (с шести лет).
Покажите, как падает тень от освещенного предмета: справа, слева, сверху вниз.
Потом покажите, как падает свет на картинах, фотографиях. Это развивает художественный вкус.
Научите ребенка различать цвета
С пятнадцати месяцев ребенок может называть простые цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать их твердо.
1. Как образуются цвета? (с пяти-шести лет).
Возьмите лист белой бумаги и несколько листьев
прозрачной бумаги (целлофан) голубого, красного, желтого и черного цветов.
Вы показываете их ребенку и говорите :
— Если ты положишь на белый лист бумаги красный, а затем голубой, то получишь фиолетовый цвет.
— Голубой и желтый — зеленый.
— Желтый и красный — оранжевый.
— Красный и белый — розовый.
— Черный и белый — серый.
Потом попросите ребенка образовать эти цвета цветными карандашами.
Эта игра развивает художественный вкус и стремление к творчеству.
2. Что такое оттенок?
Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков.
Возьмите четыре белых листа бумаги, на первый положите голубой целлофан, на второй — два голубых и так далее. Получится четыре голубых оттенка — от бледно- голубого до темно-голубого.
Дайте ребенку листы бумаги одного цвета, но различных оттенков и попросите классифицировать от светлого до темного (в пять лет он должен уметь классифицировать шесть оттенков, в шесть лет — десять).
Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и две красные, голубая и три красные и так далее.
Потом ребенок должен воспроизвести оттенки с помощью цветных карандашей. Для лучшего усвоения сравните понятие «оттенок» с понятием «величина». Вырежьте четыре прямоугольника разного размера. Попросите ребенка классифицировать их по величине, а потом раскрасить, например, в голубые цвета — с бледно-голубого до темно- голубого в соответствии с размером (самый маленький — бледно-голубой и так далее).
Эти игры забавляют детей, а также развивают их художественный вкус и зрительное восприятие.