Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 2. Игры)
▼ Скачать + Заказать документы
4. Дидактические игры, задания, упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий глаголов у детей с ОНР
Практически все предлагаемые игры и задания способствуют и развитию у детей слухового и зрительного внимания и памяти, мышления.
Сделай, что попрошу
Цель: учить детей понимать и правильно выполнять действия (разные действия с одним предметом, одно действие с разными предметами, ряд действий).
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий глаголов (часть 2, Игры)» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Оборудование: предметы.
Содержание: логопед даёт инструкцию, а ребёнок выполняет её.
Образец:
возьми положи открой книгу возьми куклу
мяч
книгу
Встань, подойди к шкафу, возьми машинку и положи её на стол.
Кто больше запомнит?
Цель: закрепить умение детей понимать и правильно выполнять ряд действий.
Оборудование: предметы.
Содержание: логопед даёт инструкцию, состоящую из ряда действий, дети запоминают, затем выполняют.
Кто что делает?
Цель: закрепить умение детей правильно называть различные действия, уточнить и расширить словарь по темам «Семья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Оборудование: сюжетные картинки.
Содержание:
1 вариант
Дети рассматривают свои картинки и называют, кто нарисован и что делает.
2 вариант
У детей- картинки. Логопед или ведущий называет действие, дети поднимают соответствующие картинки.
Кто больше назовёт?
Цель: учить детей выделять действия и называть их.
Оборудование: сюжетные картинки.
Содержание: дети рассматривают картинку и называют действия, которые изображены на ней. Побеждает тот, кто назовёт больше действий.
Кто как передвигается?
Цель: закрепить в речи детей названия действий, обозначающих перемещение в пространстве, активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», закрепить умение составлять простые нераспространенные предложения.
Оборудование: предметные картинки или фигурки животных, птиц, насекомых.
Содержание: дети берут по 1 картинке, рассматривают, кто изображён на ней, и составляют предложение.
Образец: Воробей летает. Змея ползает.
Назови все действия
Цель: закрепить умение называть действия, активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», учить составлять предложения с однородными сказуемыми.
Оборудование: предметные картинки или фигурки животных, птиц.
Образец: Корова мычит, ходит, жуёт.
Профессии
Цель: закрепить названия действий, активизировать словарь по теме «Профессии», закрепить навык составления простых предложений и распространения их прямым дополнением.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.
Инструкция: Посмотри, человек какой профессии изображён на картинке, и что он делает.
Образец: Повар варит суп.
Команды
Цель: учить детей употреблять глаголы в повелительном наклонении, закрепить умение понимать название действия и правильно выполнять его.
Содержание: Дети по очереди назначаются ведущими. Ведущий подаёт остальным детям команды.
Образец: Таня, иди. Ваня, прыгай.
Я - один, ты- много
Цель: учить детей различать глаголы единственного и множественного числа, составлять с ними предложения.
Оборудование: логопед показывает картинку и говорит: «Мальчик сидит». Ребёнок показывает свою картинку: «Мальчики сидят».
Послушай и выбери картинку
Цель: учить детей различать глаголы единственного и множественного числа, глаголы мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени, составлять с ними предложения.
Содержание:
1 вариант
Логопед читает предложение, а ребёнок выбирает соответствующую картинку и повторяет глагол.
2 вариант
Логопед говорит глагол (несёт, ребёнок выбирает картинку и составляет предложение (Девочка несёт ведро.).
Я- сейчас, ты- раньше
Цель: учить детей различать глаголы в настоящем и прошедшем времени, закрепить употребление их в речи.
Инструкция: Логопед говорит ребёнку: «Я называю действие, которое совершается сейчас, а ты- которое совершалось раньше».
Образец: Логопед: Петя рисует.
Ребёнок: Петя рисовал.
Подбери пару
Цель: научить детей образовывать глаголы с помощью приставок, правильно употреблять их в речи, различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Оборудование: пары картинок.
Содержание:
1 вариант
Инструкция : «Покажи, где мальчик несёт ведро, а где- принёс ведро».
2 вариант
У логопеда картинки с изображением действия несовершенного вида, у детей- совершенного. Инструкция: «Подбери к моей картинке пару и назови действие».
Образец: Маша рисовала. Маша нарисовала.
Подбери слово- действие
Цель: учить детей согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде.
Оборудование: предметные картинки
Содержание: логопед выставляет картинки (например, фонарь, лампа, солнце).
Инструкция: Составь предложение, используя слово «светить», ответь на вопрос «Что делал (а, о?»
Образец. Фонарь светил. Лампа светила. Солнце светило.
Желания
Цель: учить детей употреблять в речи глаголы в форме будущего сложного времени, составлять сними предложения.
Оборудование: предметы или предметные картинки.
Содержание: Дети берут по 1 предмету (картинке) и загадывают желание, что они будут делать с этими предметами.
Образец: Я буду рисовать карандашом.
Скажи о себе
Цель: учить детей правильно употреблять в речи возвратные глаголы, закрепить умение употреблять глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.
Оборудование: игрушки, предметы.
Образец: Логопед: «Я катаю куклу». Ребёнок: «Я катаюсь».
Логопед: «Я купала мишку». Ребёнок: «Я купался».
Логопед: «Я буду причёсывать Машу». Ребёнок: «Я буду причёсываться».
Закончи предложение
Цель: учить детей различать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.
Содержание: Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом.
Образец: Дерево (растёт). –Деревья (растут).