Надежда Исакова
Конспект занятия по формированию безопасного поведения детей посредством художественной литературы «Огонь ошибок не прощает»
▼ Скачать + Заказать документы
Огонь ошибок не прощает
Цели:
Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара: при пожаре звонить – 01.
Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать мыслительные операции.
Публикация «Конспект занятия по формированию безопасного поведения детей посредством художественной литературы „Огонь ошибок не прощает“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитательные: Закрепить правила противопожарной безопасности : не брать и не играть со спичками и зажигалками; пожароопасными предметами, формировать у детей навыки сотрудничества: радоваться общему делу, учить детей эвакуироваться в случае возникновения пожара.
Оборудование и материал: запись звука сирены пожарной машины, презентация «Пожар»; краски с кисточкой, альбомные листы; два ведра, два маленьких ведерочка, конверты с картинками: спички, зажигалки, розетки, игрушки.
Подготовительная работа: беседа о пожароопасных предметах; Экскурсия в пожарную часть. Чтение С. Маршака «Кошкин дом». Разгадывание загадок о пожароопасных предметах.
- Ребята сегодня я вас приглашаю в клуб «Любознайка», где можно узнать много интересного.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны её отгадать. Это и будет нашей сегодняшней темой занятия.
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова.
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
- Правильно, это – огонь. (Слайд № 2)
-Огонь бывает полезным и очень опасным. Давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». (Огонь : Хорошо - можно согреться, готовить пищу, жечь мусор, отпугивать диких животных; плохо - случится пожар, люди или животные могут остаться без дома, сгорят растения и др.) (Слайд № 3)
Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?
- Ребята, рассаживайтесь поудобнее, я прочитаю отрывок из произведения С. Маршака «Пожар», про девочку Лену, и предлагаю узнать, что с ней произошло.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена -
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
- Что же случилось?
- Как вы думаете, отчего произошел пожар? (Подожгли, неосторожно пользовались спичками, не закрыли печку).
- Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь, верно служит человеку. И нам без огня не обойтись. Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.). (Слайд № 4-7)
-А где мы можем встретить огонь в нашей жизни? (газ, спички, зажигалка, печка, не выключенные электроприборы могут образовать пожар)
- Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно опасным, может возникнуть… пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. (Слайд № 8-9)
-А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать? (услышим звук пожарной сигнализации)
-Что мы будем делать? (эвакуироваться через запасной выход)
Как вы думаете, по чьей вине может возникнуть пожар? Пожар может возникнуть по вине человека, или по природной стихии (молния, землетрясение). (Слайд № 10-14)
- Каким может быть огонь? (Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий).
— А сейчас я вам, ребята, загадаю ещё одну загадку :
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники!
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?. (пожарные) (Слайд № 15)
-Что делают пожарные? (тушат пожар)
Упражнения для профилактики утомляемости глаз с элементами дыхательной гимнастики
Я предлагаю поиграть в игру «Потуши огонь». (Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух).
- Что же нужно делать, если случился пожар? (вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, закричать в окно, постучать соседям). (Слайд № 16).
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон,
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
Профессия пожарного очень опасная и одному трудно справиться с огнём. Поэтому пожарные работают командой, очень ценят дружбу, друг всегда поможет в беде, подставит плечо помощи.
Послушайте продолжение стихотворения С. Маршака «Пожар».
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же - в миг единый
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.
В ноль минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемёт.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
- Кто спас Лену?
-Кто может рассказать об одежде пожарного? (пожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги). (Слайд № 17).
- Как вы думаете, из какой ткани сделан костюм пожарного. (Из ткани, которая защищает от огня, не промокает. Не горит).
Физминутка
-А бывает, что до приезда пожарных, люди сами начинают тушить пожар. Я вам предлагаю поиграть в игру «Пожарные». ( Задание: маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в другое. Кто больше перенесет воды за 3 минуты, - тот и победитель. (Группа делится на две команды. Выполняют игровые действия, соблюдая правила).
- А сейчас я предлагаю узнать, чем закончилась история, и что произошло с Леной?
На панели перед домом -
Стол, и стулья, и кровать.
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
- Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур - не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!
Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили,
Едет лестница, насос.
Вьётся пыль из-под колёс.
Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз,-
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром -
Славно справился с пожаром!
Воспитатель: Что произошло с Леной и её мамой? А мы можем чем-нибудь помочь Лене? (Написать письмо, нарисовать рисунки, картинки отправить). Прежде, чем мы будем составлять письмо, давайте проверим себя, хорошо ли мы знаем правила пожарной безопасности. (Слайд № 19).
ИГРА: «Как делать нельзя».
- Мы знаем много правил, мы учим с детства их.
Но нужно помнить строго
О правилах таких:
О правилах всем, ясных,
О том, как сделать так,
Чтобы в домах всех ваших
Не возникал пожар,
Чтоб поле не горело,
Не выгорел весь лес
И чтоб пожарным было,
Как можно меньше дел,
А пламя нам дарило
Тепло и добрый свет.
- Сейчас я вам предлагаю объединиться в пары. На столе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху – какие предметы можно детям брать, а снизу – какие брать нельзя, или чего нельзя делать. - Кто будет готов рассказать, поднимите руку. (Спички, зажигалки, брать нельзя, втыкать в розетки палочки, карандаши – нельзя, а игрушками играть можно).
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать предметы, которые могли стать причиной пожара, мы наши рисунки отправим Леночке, чтобы с ней снова не приключилась беда. (Свеча, спички, дрова, чайник, вещи которые сушатся над плитой, сигарета). Дети рисуют.
Воспитатель: В зажигалке или спичке-
Огонечек – невеличка
Просит «Поиграй со мной
Я ведь робкий и ручной
Но плохая он игрушка
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит»
Итог: Чтобы огонь всегда был добрым, с ним нужно правильно обращаться. Давайте повторим правила обращения с огнем.
Игра называется «Лови – бросай, сразу отвечай».
- Можно спичками играть?
- А петарды поджигать?
- При пожаре прятаться под кровать?
- Незатушенный костер в лесу бросать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
- При пожаре пожарных вызывать?
- Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эвакуация».
Как только вы услышите звук пожарной сигнализации, я поставлю песочные часы, и нам с вами нужно будет очень быстро, за 5 минут, одеться и выйти на улицу.