Елена Тыняная
Игры-помощницы. Предварительная работа к натюрморту
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы результат продуктивной деятельности радовал, дошкольник должен обладать достаточно развитые общие и некоторые специальные умения.
Наиболее значимыми в ИЗОдеятельности являются умение наблюдать, рассматривать, замечать (наблюдательность, владение обследовательскими действиями, т. е. задачи педагога развивать зрительное внимание, восприятие, память.
Публикация «Игры-помощницы, Предварительная работа к натюрморту» размещена в разделах
К специальным умениям относятся: понимание и простейшее овладение художественными средствами выразительности и, в первую очередь, это: форма,композиция, цвет и цветосочетание; а также специальными приемами (в натюрморте используются прием "загораживания",и изменение внешнего вида предмета по средствам изменения освещения, местоположения, разреза.)Так, фрукты в разрезе выглядят интереснее:
Этот прием часто используется художниками в живописи.
У нас в группе есть набор дидактических игр, помогающих детям без особого труда овладеть специальными умениями и приемами изображения:
1. "Цветосочетание"(подбор фона к изображению) :
Пособие очень простое в изготовлении и представляет собой набор фонов разных цветов и оттенков и несколько предметов для подбора и просмотра сочетания цветов (смежные и контрастные цвета) :
Если вы помните, была такая игра на примере картофеля, кажется у Швайко, но могу ошибаться. Мне особенно нравиться экспериментирование с изображением апельсина. Благодаря данному пособию дети имеют возможность перенося предмет с одного фона на другой экспериментальным путем подобрать наиболее удачное цветосочетание. После этой игры они перестанут рисовать красные цветы на малиновом фоне, им станет понятно, что при неправильно подобранной цветовой основе изображение может "потеряться" :
Посмотрите, какой яркий, теплый рисунок получиться при таком цветосочетании:
А еще более контрастный, но холоднее:
А какой интересный контраст получается в сочетании такого яркого и самого темного оттенков:
2. "Прием загораживания". Для этого пособия необходимы листы картона и изображения двух предметов, но подобранные таким образом, чтобы при выкладывании предметов на картон, они чуть заходили за его границы - не помещались на листе. Детям предлагается красиво разложить изображения предметов на выбранном фоне. Путем манипулирования изображениями, подходим к выводу, что, при использовании приема "загораживания" даже на маленьком листе предметам не бывает тесно и смотрится такая композиция красивее. При этом удачно разложить на столе реальные объемные предметы и показать каждому ребенку их в таком ракурсе, чтобы один предмет немного загораживал другой.
.Также в работе над композиционным построением рисунка, в том числе и натюрморта, мы используем схемы. Они позволяют детям, как компоновать предметы на своих рисунках, так и "прочитывать" композицию при рассматривании картин художников.
4. Поскольку композиционное построение рисунка - процесс творческий, то хорошо, когда в группе есть игра "Составь композицию". Подобные игры одно время широко использовались, а теперь встречаются редко.
При изготовлении такой игры важно помнить одно правило: у ребенка должен быть богатый выбор деталей композиции. Если в наборе одна ваза и две чашки, то его развивающий эффект ограничен - будет являться материалом для развития ориентировки в пространстве, а с точки зрения творческих способностей мало эффективен.
Это столы и фоны - основа для композиции. Желательно тоже иметь их несколько: разных форм и цветов.