Яр Екатерина Григорьевна
Игры по ТРИЗ для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей среди коллег.
Задачи:
• Познакомить педагогов с играми по ТРИЗ ;
• Сформировать у коллег мотивацию на использование ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
• Воспитывать интерес к данной технологии;
Материал: картотека игр, сюжетные и предметные картинки.
Публикация «Игры по ТРИЗ для педагогов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги, мы вновь очень рады встрече с вами. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности ребёнка, мы предлагаем поближе ознакомиться с играми ТРИЗ, и проиграть их с вами, что не только полезно, но ещё и очень интересно. Сначала мы поиграем коллективно, затем индивидуально.
«Повторяка»
Цель: найти условия применения объекту.
Воспитатель: выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
"Удивительный дом"-метод системного анализа.
Цель: учить выделять систему, надсистему и подсистему объекта.
Материал: демонстрационное пособие «Удивительный дом», за ламинированный; маркер, картинки по лексическим темам.
Воспитатель: В стране Диалектике есть удивительный дом. Если в этом доме поселить в среднюю комнату кота, то комнаты сверху, снизу, слева и справа быстро заселятся. Вот так. Если поселить гриб, то получится… Постройте свой удивительный дом…
"Дразнилка" -метод мозгового штурма.
Цель: расширять словарный запас, учить слушать друг друга, высказывать мнение.
Воспитатель: Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…
Ознакомление с окружающим миром.
В: Кинотеатр.
Д: Смотрилище, показывалка.
В: Знаки дорожные.
Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…
Физическая культура.
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Экология.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
Ознакомление с трудом людей.
В: Трактор в поле.
Д: Пахалище, вспахивалка.
В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?
Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка.
"Фоторобот"- метод фокальных объектов.
Цель: развивать монологическую речь, память, внимание, фантазию.
Воспитатель: ваша задача выбрать героя из любой сказки, рассказать о его характеристики или действиях, реализация действия и свое отношение к герою. Усложняем отправляем его в другую сказку или мультфильм и его действия там.
Воспитатель : Уважаемые коллеги! Мы думаем мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональны. Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при про